СОЮЗ ПОТОМКОВ УЧАСТНИКОВ БОРОДИНСКОЙ БИТВЫ

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "БАГРАТИОН"

1812

Ульянин
Юрий Алексеевич
(1926-2010)

Юрий Алексеевич Ульянин — прямой потомок в 5-ом поколении участника Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов Савелова Павла Петровича (1795-1872). Ю.А. Ульянин - к.т.н., гвардии подполковник в отставке. Он был членом Историко-патриотического объединения «Багратион» (2008) и членом Союза потомков участников Бородинской битвы (2009) . Он был активным членом наших двух обществ и хорошим товарищем.

Ю.А. Ульянин скончался в сентябре 2010 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище. Члены Историко-патриотического объединения «Багратион» и Союза потомков участников Бородинской битвы несколько раз в году бывают на Ваганьковском кладбище и непременно посещают могилу Юрия Алексеевича.

В знак памяти о нем помещаем статью о роде Ульяниных, написанную Юрием Алексеевичем и опубликованную в Сборнике трудов потомков участников Отечественной войны 1812 года. Выпуск 2, 2008.

Ю.А. Ульянин

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РОДА УЛЬЯНИНЫХ НА СЛУЖБЕ РОССИИ

Род Ульяниных известен с четвёртой четверти XIV века. Родоначальником считается Давыд Иванович Ульянин, праправнук нашего пращура знатного мурзы Большой Орды Минчака, поступившего на службу к Великому Князю Московскому Дмитрию Донскому.

Сын знатного мурзы Косая Минчак по святому крещению - Борис Симеон Косаевич - II колено родословной. III колено - Захарий Борисович, IV колено -Тимофей Захарович, V- Иван Тимофеевич.
От первой жены Тимофея пошли Давыдовы, а от второй жены Ульяны - Ульянины.
VI колено - Давыд Иванович Ульянин, в иноках Даниил. VII - Софрон (Сапрон) Данилович,
VIII - Яков (Пятой) Софронович, IX - Козьма Яковлевич, X - Фадей Кузмич, XI - Сергей Фадеевич,
XII - Иван Сергеевич, XIII - Василий Иванович Ульянин (1739-1796 гг.).

Герб Ульяниных помещен в Общем Гербовнике Дворянских родов Всероссийской империи в Первом отделении «Гербы родов княжеских, графских, баронских и дворянских». Под изображением герба слова «Фамилии Ульяниных многие российскому Престолу служили дворянские службы в разных чинах и верстаны поместным окладом в разные годы».

Более подробное повествование о потомках дворянского рода Ульяниных начнем с XIII колена.

Василий Иванович (1739–22.6.1796, Нижний Новгород, погребён «В деревне своей, состоящей в здешней округе»). Отставной полковник с мундиром и пенсией, действительный статский советник.

В службу вступил в 1760 году. Поручик Псковского пехотного полка. Премьер-майор пехотного Селенгинского полка в 1775 году получил чин Подполковника. Полковник в отставке (по прошению) (1779). Председатель верхнего Земского Нижегородского суда (1783). Статский советник (1785), Действительный статский советник (1794). Отпуск по болезни на 4 месяца с 26 марта 1795 года. Председатель Нижегородской Гражданской палаты - после переименования суда в начале 1796 года.

Жены:

а) Федорчукова N Васильевна,

б) Прасковья Ивановна Симанская (1766-1840, погребенна в Сергиевой Пустыни, Петергоф) - дочь Симанского и Мусиной-Пушкиной.

XIV колено

Многие представители рода Ульяниных, принадлежавшие к этому колену, участвовали в Отечественной войне 1812 года.

Михаил Васильевич, от первой жены (?–1782), Капитан.

Александр Васильевич, от второй жены (1781–1856), артиллерии подпоручик, кавалер ордена Св.Равноапостольного Князя Владимира 4 ст., предводитель дворянства Лукояновского уезда Нижегородской губернии (1822–1825), был адъютантом Земского войска «За усердие при сем ополчении на защиту Престола и Отечества» награжден медалью «За Веру и Отечество. Земскому войску» (1807). Помещик того же уезда.

Его портрет хранится в Третьяковской Галерее. Похоронен под алтарем Успенской церкви Новодевичьего монастыря в Москве. Жена Екатерина Федоровна де Бособр, похоронена перед алтарем Успенской церкви Новодевичьего монастыря в 1862 г.). Французский дворянский род де Бособр известен с IX в., в России – с XVIII в. Николай Васильевич (1794–1846), коллежский секретарь, предводитель дворянства Лукояновского уезда. Канцелярист Московской Экспедиции кремлевского строительства, ученик 3 класса Архитектурной школы, город Москва (1812). Нижегородское военное ополчение, IV пехотный полк, пятидесятник (1.9.1812). Участник Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода 1813–1814 гг. Коллежский регистратор Департамента внешней торговли (1817–1819). Депутат Дворянского Собрания Нижегородской губ. (1819–1821), губернский секретарь (1821), Лукояновский уездный предводитель дворянства (1821–1822, 1825–1828).Помещик Лукояновского уезда Нижегородской губ. Поместья в селах Гаврилово (Тетюши), Большая Аря, дер. Докучаево.

Каменщик Петербургской масонской ложи «Елизаветы к добродетели» (1817).

Награды: Монаршее Благоволение (1816). Орден Св. Равноапостольного Князя Владимира 4 ст. (1832). Чин прапорщика (1813). Серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (1814).

Жена Анна Гавриловна (1808–1884, погр. в Алексеевском женском монастыре). Дети: Александр, Софья, Василий, Владимир.

Владимир Васильевич (1796–1858), Коллежский асессор, камер-юнкер (1831).

Канцелярист Московской экспедиции кремлевского строительства, ученик 3 класса Архитектурной школы, г. Москва (1812). Нижегородское военное ополчение IV Пехотный полк, пятидесятник (1.9.1812). Участник Отечественной войны 1812 г. и Заграничного похода Русской Армии в 1813–1814 гг. Лукояновский уездный предводитель дворянства (1829–1832). Помещик Лукояновского уезда Нижегородской губ. Лично знал Александра Сергеевича Пушкина. В 1830 г. В.В. Ульянину был поручен надзор за холерными заставами со стороны Пензенской и Симбирской губ. На предложение Ульянина взять на себя какие-либо обязанности по борьбе с эпидемией А.С. Пушкин ответил отказом. После инспекции министра внутренних дел удалось добиться выполнения Пушкиным данного ему поручения. И состоялась Пушкинская Болдинская осень. Литературоведы и общественность Нижнего Новгорода видят в этом заслугу В.В. Ульянина. Исторически так оно и есть. После окончания борьбы с эпидемией холеры, А.С. Пушкин написал стихотворение, посвящённое В.В. Ульянину с припевом: «Притеснитель, губитель, предводитель». В том же году состоялась встреча «недругов» в Английском клубе Санкт-Петербурга и состоялось их примирение.

Награды. Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира 4 ст. (1833). Чин прапорщика (1813). Медали: серебряная «В память Отечественной войны 1812 г.» и «За взятие Парижа 19.3.1814». Жена Прасковья Федоровна.

Здесь же упомянем других участников Отечественной войны 1812 г., состоящих с ними в родстве.

Аркадий Васильевич.

Надежда Васильевна.

Ипполит Васильевич (?–1813). Капитан. Заседатель суда в г. Лукоянов Ниже¬городской губ. (1803).

Принимали участие в Бородинском сражении и родственники мужа моей тётки Надежды Петровны Ульяниной, Шатиловы,

Шатилов И.Я., полковник Московского гренадерского полка, в сражении при Колоцком монастыре, Шевардине и Бородине.

Шатилов Л.В., капитан Малороссийского гренадерского полка.

Шатилов А.Л., подпоручик Санкт-Петербургского гренадерского полка.

В надписи на памятнике воинам 1 Гренадерской дивизии на Бородинском поле значится: При Бородинском сражении ранен поручик Шатилов.

Заодно отметим, что за атаку на укрепления Ариб при взятии штурмом крепости Карс в ночь с 5 на 6 ноября 1877 года генерал-лейтенант Павел Николаевич Шатилов стал кавалером ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 3-й степени.

XV колено

Федор Александрович (1814-1834, погребён в Сергиевой Пустыни, Петергоф).

Алексей Александрович (1817-1879), коллежский секретарь, помощник столоначальника канцелярии Московского Генерал-Губернатора, член Московского губернского дворянского комитета по устройству быта помещичьих крестьян по Серпуховскому уезду (1858), имел в селе Старая Ситня 460 десятин пахотной земли и 408 душ крепостных крестьян. Дважды был женат на родных сестрах Савеловых, двоюродных сестрах известного генеалога Леонида Михайловича Савёлова. В 1843 венчался в Москве с Надеждой Павловной (1820-1857). У них родилось 8 мальчиков, но трое из них прожили мало, и девочка. Супруги похоронены в селе Старая Ситня. От второй жены, Елизаветы Павловны, был сын Сергей.

Василий Александрович (1822-1857) погребён перед алтарем Успенской церкви Новодевичьего монастыря в Москве рядом с матерью.

Надежда Александровна (?-1906). Муж (1846) Пётр Николаевич Аксаков.

Параскева Александровна (?–1888) погребена перед алтарем Успенской церкви Новодевичьего монастыря в Москве рядом с матерью.

Ольга Александровна (?–1888), девица.

Елизавета Александровна (?–1883). Муж Пётр Кириллович Нарышкин (1823-1897).

Александр Николаевич (1824-?).

Софья Николаевна (1835-1863).

Василий Николаевич (1840, Санкт-Петербург -1889, Варшава).

Окончил Императорский Московский университет по специальности «Зоология» (1884). Профессор (1885). Один год проучился на медицинском факультете. В 1861 перешел на физико-математический факультет. Окончил курс кандидатом. Занялся фаунистическими исследованиями. Результат - список Orthoppn-tra и Neurorttra. Магистр (1866). За границей в Гиссене слушал лекции профессора Лейкарта занимался в его лаборатории. Ездил с ним в Неаполь, где занимался морскими животными (1868). Результат - работа «Zur Anatomie und Entwickelun -gsgeschichte der Pedicellina» («Bulleten de Moscou», 1870). Фаунистические исследования в Чёрном море (1868-1869). Результат - заметки о пелагической фауне Чёрного моря и исследования черноморских турбелларий, и описание целого ряда новых форм, и открыта своеобразная группа ресничных червей Acoela (1869). Участие в северной экспедиции Великого Князя Алексея Александровича (1870). Поездка в Крым (лето 1873). Работа над развитием подур, в Неаполе над развитием медуз (1874). Результат - выяснил паразитический характер отношений медуз рода Cunina к герионидам (1875). Результат - выяснил преемственность генераций этой формы и установил точный цикл развития (зима 1878). Работа над развитием и строением оболочных. Результат - открытие метагенеза у оболочных Doliolum (1884). Директор Севастопольской биостанции (1865-1889). Профессор Варшавского университета (1885-1889). Сделал два открытия: группа Acoela и метагенез Doliolum. Один из основоположников русской эмбриологической школы. Автор ещё ряда научных трудов по зоологии и эмбриологии. Действительный член Общества любителей естествознания антропологии и этнографии (1868).

Владимир Николаевич (?–1844).

Фёдор Владимирович (1836-?).

Василий Владимирович (1837-?). В лейб-гвардии Преображенском полку дослужился до чина подпоручика, уволился в 1859 г.

Елизавета Владимировна (1838-?).

XVI колено

Павел Алексеевич (1845, Москва -1915, Варшава). Окончил Юридический факультет Императорского Московского университета со званием кандидата права (1869). Действительный статский советник (01.01.1901). В службу вступил 28 ноября 1868 года. Секретарь Нижегородского окружного суда (1868-1871), судебный следователь Княжинского уезда (1871-1878), товарищ прокурора Нижегородского окружного суда (1878-1880), прокурор Ковенского окружного суда (1891-1899), член Варшавской судебной палаты (1900-1915).

Автор шести научно-популярных трудов, в том числе «Краткий очерк истории Земли», «Радиоактивность как возможный процесс минералообразования в природе», «Новейшие воззрения на единство физических сил и электрическую при¬роду материи» и «Образование минералов в природе».

Награды. Ордена: Св. Равноапостольного Князя Владимира 3 ст. (1896), св. Анны 2 ст. (1888) и 3 ст., св. Станислава 1 ст.(1906), 2 и 3 ст. Знак отличия беспорочной службы за 40 лет. Медали: «В память Царствования ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III» и «В память 300-летия Царствования Дома Романовых. 1613–1913». Жена. Валентина Александровна, дочь Александра Инцарского.

Фёдор Алексеевич (13(25).11.1846, Москва – 6(18).10.1910, Ст. Ситня, погребён в семейном склепе Надеждинского придела церкви Рождества Пресвятой Богородицы). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1869). Полковник в отставке, с мундиром и пенсией (1907). Младший фейерверкер Артиллерийской бригады и юнкер(1866). Юнкер Михайловского артиллерийского училища (1868–1869). Подпоручик 24 Артиллерийской бригады (1869–1871), поручик 38 Артиллерийской бригады (1871–1872), командир полубатареи 1-й Гренадерской артиллерийской бригады (1876–1878). Участник боев Русско-Турецкой войны на Кавказе – в составе 1-й Гренадерской артиллерийской бригады – в том числе на Аладжанских высотах. Ранен картечной пулей в кость левой руки (1877). Волоколамский воинский начальник (1880–1883). Подполковник в отставке (1888–1904). Участковый мировой судья Серпуховского округа Московской губ. (1883–1890). Земский начальник 1-о участка Серпуховского уезда Московской губ., г.Серпухов (1890–1903). Командир батальона 285 пехотного Мценского полка (1904–1906), участник вой¬ны с Японией 1904–1905 гг. Командир батальона 13 Восточно-Сибирско стрел¬кового полка (1906–1907). Житель Москвы (1908). Имел благоприобретенное недвижимое имущество в Серпуховском уезде при селе Старая Ситня – дача «Прудки» – 5,5 десятин земли с усадебными постройками.

Член Серпуховского собрания любителей драматического искусства (1900). Писал прошение о строительстве железной дороги до села Ступино. Результат: ныне существует жел. дор. станция «Ступино» по Павелецкой ж.д.

Награды. Ордена: св. Анны с мечами 2 ст.( 1906) и 3 ст. с мечами и бантом (1878). св. Станислава 2 ст. с мечами (с мечами (8.1.1905) и 3 ст. (1873); медали: светло-бронзовая «В память Русско-Турецкой войны 1877–1878 гг.», серебряная «В память Царствования Александра IIII (1896), «В память Коронования Импера¬тора Николая II» (1897); чин полковника (1907).

Жены.

а) (1875, Москва) Вера Степановна Ключарева (1851–1884)

б) (1889) Александра Николаевна Дудинская (1867–1941).

Александр Алексеевич (1848, Москва – 1911, Богородск (ныне Ногинск).

Коллежский советник, организатор и первый попечитель мужского приюта в г. Богородске Московской губернии, оставил фотолетопись города. Похоронен в Богородске. Николай Алексеевич (1850–1907), военный инженер, генерал-майор, член Инженерного Комитета Главного Инженерного Управления, окончил Александровское военное училище и Николаевскую инженерную академию с дополнительным отделением по 1-му разряду (1880), участник войны с Турцией 1877-1878 гг. под Плевной и на Шипке, под Шейново. Памятник-часовня гренадерам в Москве является, в том числе и памятником родным братьям: ему, Федору и Петру, обер-офицерам 1-й Гренадерской артиллерийской бригады. Николай Алексеевич четырежды был награжден чином: капитана – за боевое отличие, подполковника, полковника и генерал-майора. Он был начальником строительства крепости Ковно, Мургабской ветви Среднеазиатской железной дороги – довел ветвь до Кушки. Начальник Туркестанской железнодорожной бригады, начальник Среднеазиатской железной дороги, почетный Мировой судья Ашхабадского окружного суда. Написал Руководство по железнодорожному делу (1899). Злодейски убит в Ашхабаде 29 мая 1907 г. На 9-й день в домовой церкви министра путей сообщения по нему была отслужена панихида. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Петр Алексеевич (1855–1926). Погребён на Семёновском кладбище Москвы, в период его ликвидации останки перезахоронены на Рогожском кладбище. Рядом с супругой. Окончил Петербургский университет. Надворный советник с 1899 г. Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде. Сначала вольноопределяющимся, затем фейерверкером и позднее прапорщиком.

Пристав Ковенского окружного суда (1879). Старший помощник окружного надзирателя Акцизного управления (1901). Общий стаж работы по найму в соответствии с данными трудовой книжки на 1925 год 55 лет.

Сергей Алексеевич родился в Москве 13 сентября 1871 года. Он был четвертым из военных чинов дипломированным русским летчиком (1910 г.), первым начальником Авиационного отдела (1910), первым начальником Военной авиационной школы (ВАШ) (1914), первым председателем Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества (1915), первым начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего после Февральской революции 1917 г., первым начальником Управления Военного Воздушного Флота (УВВФ) после событий октября 1917 года.

Ульянин был пионером авиации, аэрофотосъемки и аэрофотографии, аэрофотограмметрии, воздухоплавания, змеенавтики, практического применения аэродинамики, телемеханики, теории надежности, талантливым конструктором, замечательным воспитателем военных летчиков и крупным военным деятелем. Он имел шесть зарегистрированных в России изобретений и патент Англии. Некоторые его изобретения актуальны и в наши дни. Это, например, управление движущимися объектами по радио, миниатюрный полигон для обучения артиллерийской стрельбе в комнатных условиях. Многие ученики прославили своего воспитателя. Например, П.Н. Нестеров, А.А. Казаков, Е.Н. Крутень, Д.А. Борейко, Б.Н. Фирсов, Я.И. Нагурский, М.С. Смольянинов, Г.Э. Сук, М.С. Бабушкин, Ю.В. Гильшер и К.А. Калинин.

Конструкторскую деятельность Ульянин начал в 1895 году. Работы по созданию наблюдательной вышки огромной величины Ульянин начал при Варшавской крепостной артиллерии. Поднимать людей на воздушных змеях запрещалось. Первые опыты со змеями были по воздушной сигнализации. Фотограммы с воздушных змеев передавались из форта в форт и из них в цитадель. Затем на змее стали поднимать фотоаппарат системы Ульянина. Заметим, что всего он создал пять типов аэрофотоаппаратов, в том числе первый в мире и первый специально для съемки с борта аэроплана. В процессе опытов производились поездки людей на телеге, буксируемой несколькими змеями, перевоз грузов из одного форта в другой. Определяли возможности безопасного подъема людей на большую высоту. Ульянин усовершенствовал змеи системы Харгрейва и его систему из нескольких параллельно соединенных змеев для подъема человека в воздух. Со временем разработал свою конструкцию воздушного змея.

В 1896 г. Ульянин изобрел и создал змейковый поезд – систему из нескольких змеев его конструкции (7–13 шт.), соединенных между собой последовательно, а с землей общим леером на лебедке. Такая система поднимала в воздух от одного до четырех наблюдателей. Об этом много написано, в том числе в книге автора этих строк «Пионер русской авиации. М.: Изд. ПИК, 2001. – 409 с.: ил.» В 1910 г. конструктор получил охранительные свидетельства на складной воздушный змей и на парусную каретку, служащую для управления с земли или автоматического подъема и спуска фотоаппаратов и иных приборов, а также получил два приза (из двух) на конкурсе воздушных змеев Первого праздника воздухоплавания в России.

Воздушные змеи Ульянина – предтечи аэропланов – славно послужили России. До сего времени ими интересуются на Родине и за рубежом. В 1899 г. Ульянин создал и опубликовал в Артиллерийском журнале №7 статью «Прибор для воображаемой стрельбы при пособии тиражных чисел». Прибор представлял собой в миниатюре полигон или местность расположения неприятеля и имел ряд назначений: проведение стрельбы по видимым, закрытым, появляющимся и движущимся целям. Прибор служил пособием при обучении офицеров, фейерверкеров, наводчиков и наблюдателей. Это, официально не зарегистрированное изобретение, получило высокую оценку Артиллерийского Комитета и было опубликовано в том же журнале и в том же году (№ 9). Впоследствии Ульянин применил этот прибор в своей воздухоплавательной и авиационной практике. Это был большой шаг вперед в деле материального обеспечения процесса обучения военных чинов. С малыми изменениями миниатюр-полигон используется в артиллерии и в наши дни.

Фотографический аппарат для автоматической записи фотограмметрических данных системы Ульянина получил привилегию на изобретение (1908). Он широко применялся в войсках вплоть до двадцатых годов ХХ века.

Разработав метод построения плана местности по фотоснимкам, полученным с летательных аппаратов, и способ развертывания перспективных фотоснимков в план местности и метод переноса объектов со снимка на карту, изобретатель стал пионером аэрофотограмметрии. Долгое время в Русской армии пользовались аэрофотоаппаратамии и фотограмметрическими методами Ульянина.

Деятельность изобретателя была разнообразной, талант – многогранным. Очень важным вкладом этого гениального человека, в техническое оснащение Армии и Флота была система телеуправления движущимися объектами. Она была защищена двумя привилегиями на изобретение и патентом Англии. События 1917 года помешали доведению этой системы до серийного производства, но опытный образец был успешно испытан во второй половине 1916 г. Уровень техники и технологии того времени тормозил ход работ. Конструктора считают опередившим время.

В 1904 г. Сергей Алексеевич решил, что можно управлять летательным аппаратом, морскими кораблями и наземным экипажем на расстоянии, и начал заниматься этим делом. В 1910 г. он оформил заявку на изобретение и получил первую привилегию. Прибор записывал путь объекта, на котором был установлен. При некотором изменении прибор мог направлять объект по желаемому, изменяемому при движении или по заранее намеченному пути. Для второго варианта изобретения предусматривалась возможность подачи команд управления движением с помощью радиотелеграфа. При третьем варианте запись команд осуществлялась на ленте типа телеграфной. Действие прибора было основано на применении управляющего органа, стремившегося сохранить определенное положение или место в пространстве, и приспособленного для освобождения нужного механизма. Для автоматического направления объекта по заданному пути требовалось записывать команды в один или другой узел. При движении ленты замыкали контакты одного из двух узлов. Это вызывало поворот руля управляемого объекта в соответствующую сторону. Отверстия на ленте накалывались с учетом масштаба движения ленты и угла, которому соответствовал поворот от одного замыкания цепи, чтобы поворот объекта происходил в нужную сторону и на нужный угол. Контакты прибору можно было давать и при помощи беспроволочного телеграфа.

В описании изобретения говорилось о возможности использования гироскопа. Изобретатель занялся разработкой гироскопического прибора. В 1915 г. он оформил вторую привилегию на это изобретение, названное «Гироскопом». Гироскопический прибор Ульянина принудительно и автоматически возвращался в первоначальное положение в случае отклонения его от такового. Для осуществления маневра изобретатель создал конструкцию, не требующую дополнительных измерительных устройств, как это делается в современных гироскопических системах. Ульянин стал пионером практического применения гироскопа в начале ХХ века.

В 1916 г. он получил патент Англии на Электрическое реле очень высокой чувствительности – третье изобретение, защищавшее разработку – характеризовавшееся тем, что колебания его арматуры, создаваемые серией импульсов управляющего контура, преобразовывались во вращательное движение. Предусматривался тормоз, обеспечивающий возможность замыкания управляемого контура только нужной частоты тока. Использовался принцип отставания или торможения маховика. Устройство защиты прибора от помех повысило свою жизнеспособность. Надежность системы значительно повысилась.

Сергей Алексеевич 10.10.1915 в манеже Адмиралтейства демонстрировал комиссии Морского ведомства действующую модель «Системы управления движением механизмов на расстоянии». Во второй редакции БСЭ (1956 г.) об этом написано (статья С.А. Ульянин), но дата названа – 1914 г. Опытный образец испытывался на катере. По словам заместителя Морского министра вице-адмирала П.П. Муравьева, присутствовавшего на испытаниях катера, управлявшегося по радио, «он без единого человека прошел из Кронштадта в Петергоф». Это было первое в России испытание опытного образца системы телеуправления движущимся объектом (1916). Не забросил изобретатель и вопроса о внедрении системы в авиации. Будучи помощником начальника УВВФ, он добился создания Особого отдела Управления по разработке вопроса авиационного радиотелеуправления.

В 1908 г. Сергей Алексеевич построил модель биплана с тандемным расположением крыльев, которая отлично летала и получила приз на конкурсе моделей (председатель жюри конкурса Н.Е. Жуковский) в 1910 г. «за большое научное значение». Это был прообраз моноплан-биплан-триплана с двумя двигателями. В 1909 г. автор доложил по команде (из Варшавы, а не из Гатчины, как считали некоторые авторы) о разработке проекта двухмоторного аэроплана с тремя комбинациями опорных плоскостей. Реализация замены плоскостей осуществлялась легко и просто членами команды обслуживания. Самолет строился Первым Российским товариществом воздухоплавания (ПРТВ) до конца 1913 г. И до сего времени никто не опубликовал причины, по которой постройка до конца доведена не была. Имеющиеся публикации свидетельствуют о том, что их авторы не дочитали до конца, хотя бы дело «О постройке аэроплана С.А. Ульянина», хранящееся в РГВИА (Ф.802. Оп.4. Д.2318). Неоднократные и необоснованные срывы сроков поставки ПРТВ аэроплана заказчику привели к тому, что Военное ведомство расторгло договор о поставке аэроплана. Двигатели были поставлены фирмой «Бенье» безвозмездно. Автор проекта, все выдвинутые ПРТВ, претензии или локализовал, или доказал их беспочвенность. Таким образом, его вины в задержках изготовления аэроплана в архивах не обнаружено.

О новизне и оригинальности проекта много писали в те годы и теперь. В 1911 г. впервые это отметил инженер-механик Л.М. Франк в книге «История авиации». Основной заслугой проекта было то, что с целью повышения надежности полета каждый из двигателей аэроплана должен был тянуть машину при отказе одного из них. Предусматривалось поэлементное дублирование не только двигателей, но и ряда других важных узлов. Автор проекта и ранее в своих разработках применял дуализм, применял и позднее, впервые применил на практике понятие «коэффициент использования узлов». Поэтому его называют пионером практического применения теории надежности.

ПРТВ строило не только аэроплан Ульянина, но и его змейковые поезда, и змейковые станции. Интересно было бы узнать истинную причину, по которой было столько задержек с выпуском аэроплана, приведших к прекращению его постройки.

В 1910 г. Ульянин разработал проект разборного военного самолета-разведчика. Построенный 26.1.1911, аэроплан был назван «Пта № 1». Самолет имел двойное управление, т.е. мог быть учебным. Имел закрытую гондолу для летчиков, первую в России. Тяги управления и ряд других важных узлов были задублированы поэлементно. Полутороплан мог спускаться на водную поверхность, свободно подниматься с помоста и опускаться на него на палубе корабля. Имел приспособление для подъема с земли без помощи команды и радиостанцию системы Д.М. Сокольцева.

«Пта № 1» выставлялся на 1-й Международной выставке воздухоплавания в Санкт-Петербурге в 1911 г., на которой Петербургское Товарищество Авиации (ПТА) получило малую золотую медаль Министерства торговли и промышленности за конструкцию «Пта № 1» и за постановку производства винтов для летательных аппаратов. Полутороплан удачно летал, поднимая 5 человек, что подтвердило проектную грузоподъемность и сделало «Пта № 1» первым в России военно-транспортным самолетом. Испытания, проводившиеся руководителем ПТА В.А. Лебедевым, выявили хорошие летные качества аэроплана. Он установил на этом аппарате рекорд грузоподъемности – 5 человек и подтвердил проектную скорость 75 км в час. С.И. Уточкин успешно летал на этом ап¬парате на 1-м конкурсе военных аэропланов. Оба проекта самолетов Ульянина были определенным вкладом в развитие самолетостроения в России. Удачно летал первый военно-транспортный аэроплан. Постройка, хотя и не доведенная до конца, первого в мире двухмоторного аэроплана повышенной надежности открыли дорогу многомоторным самолетам И.И. Сикорского. Разработавший метод и формулу оценки аэропланов на военных конкурсах, Ульянин был на 2-м и 3-м конкурсах председателем экспертных комиссий. Немецкий журнал писал: «капитан Ульянин, который спроектировал и строил двухмоторный летательный аппарат весьма оригинальной конструкции, был выдающимся практиком, имел большие заслуги в области обучения пилотов летному мастерству, в котором он совершил прорыв. Многие офицеры, окончившие его школу, являются выдающимися пилотами». Некоторые из них перечислены выше.

АО был переформирован 18.8.1914 в ВАШ. Первым ее начальником назначили Сергея Алексеевича. Заботясь о расширении имеющегося аэродрома в Гатчине и помещений для личного состава ВАШ, Ульянин нашел новое место для аэродрома недалеко от Петрограда. Теперь там аэродром авиапредприятия «Пулково». Когда Ульянина назначили председателем Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества в Англии, Италии и Франции, в представлении при назначении на эту должность Великий Князь Александр Михайлович писал: «Начальник ВАШ, военный инженер, военный летчик, полковник Ульянин, вся предыдущая служба и выдающаяся деятельность которого по авиации и воздухоплаванию дают полные основания для столь серьезного и ответственного во всех отношениях назначения».

В марте 1918 года Сергея Алексеевича командировали за границу для ликвидации дел комиссии, которую он ранее возглавлял и для организации новой Авиационной информационной миссии в Англии, Италии и Франции. 13 октября 1921 г. С.А. Ульянин умер в Лондоне. Вернемся к инженерной деятельности героя. В полевых условиях надо было оберегать хрупкие конструкции самолетов от ветра, дождя и других проявлений природы. Для аэропланов, участвовавших в маневрах с применением авиации в 1911 г., он создал по своим чертежам легкие навесы. Их можно посмотреть в упомянутой книге автора этих строк. 26.3.1913 Сергей Алексеевич получил привилегию на «Разборную палатку для аэропланов», а в 1914 г. денежное вознаграждение, в том числе и за это изобретение: «Начальнику АО полковнику Ульянину за складную палатку для аэропланов и отрядной мастерской, прибор специальный для карт и фотографическую двуколку – 3000 рублей».

Палатка имела «минимальное количество жестких частей», собиралась и разбиралась легко и быстро, хорошо противостояла ветру и надежно защищала аэроплан от дождя. Автор предлагал устанавливать палатки так, чтобы ворота их были защищены от прямого ветра какими-нибудь местными предметами: лесом, строениями и другими прикрытиями. При расположении бивака аэропланов в открытых местах изобретатель рекомендовал располагать палатки друг против друга воротами внутрь, на расстоянии размеров аэроплана друг от друга. Вес палатки 1-го варианта серийного выпуска не превышал 480 кг. В новом варианте изобретения кроме усовершенствований появился парусиновый чехол для укладки палатки при перевозке и хранении.

С увеличением размеров аэропланов автор изменил ширину палатки, а для аэропланов «Илья Муромец « он разработал новую палатку. Как и предыдущие варианты, она широко применялась в войсках, в том числе и в боевых действиях вплоть до 20-х годов ХХ века. О добротности палаток писали много. О привилегии, полученной Ульяниным на аэропланную палатку, впервые (после 1917 г.) было опубликовано в 1990 г. автором этих строк.

Трудно перечислить всё, что Ульянин внедрил для пользы русской армии, авиации и флота. Не обо всех конструкторских разработках знает автор статьи. Следует еще оценить значение его гироскопического прибора.

В декабре 1910 г. Сергей Алексеевич, будучи во Франции, получил задание Инженерного ведомства доложить «производство каких авиационных моторов желательно установить в России?» Изучив вопрос, он рапортом от 13 декабря сообщил о состоянии дел с производством двигателей на заводах Франции и писал: «Мое личное мнение по вышеизложенному следующее: начать производство моторов Гном». В 1912 году в России был построен завод «Гном». Ныне это ФГУП ММПП (завод) «Салют» в Москве и завод «Моторостроитель» в Самаре.

Ульянин был избран 24.11.1910 действительным членом Императорского Русского Технического Общества. Интересная оценка творческой и изобретательской деятельности дана академиком Федеральной академии изобретательства Борисом Сергеевичем Мельниковым в докладах «Эвристические принципы творчества С.А. Ульянина». Отметив его огромный вклад в создание авиации в России за творческий период с 1895 по 1917 гг., докладчик остановился только на официально оформленных изобретениях и подчеркнул, что по статистике среднему человеку потребовалось бы 330 лет на эти изобретения, а не 22.

Результаты исследований творческой личности С.А. Ульянина были сформулированы так: 1) широкий диапазон интересов и разнообразие видов деятельности, 2) постоянная творческая активность, 3) наукоемкость технических решений, 4) высокая удельная результативность, 5) в половине результатов – уникальность, 6) истовое служение Отечеству.

Талант Ульянина был многогранным. Он был высокообразованными чрезвычайно деятельным человеком, основоположником системы телеуправления движущимися объектами, создателем: устойчивых в воздухе воздушных змеев и змейкового поезда, миниатюр полигона, пяти аэрофотоаппаратов, двух первых в мире походных фотолабораторий, разборных палаток для аэропланов. Был выдающимся специалистом по подготовке военных летчиков. Он предложил основополагающие решения теории надежности, реализовал их в своих разработках; дистанционное управление артиллерийским огнем эскадры кораблей, управление движущимися объектами по программе.

Заключительная фраза из некролога. «Не было ни одного начинания в жизни русской авиации, в котором он не принимал бы участия; всюду он был нужен, всюду умел сгладить все шероховатости, дать дельный совет, принять нужное решение. Сергей Алексеевич заслужил то глубокое уважение, каким пользовался среди всех его знавших, заслужил ту вечную память, которая будет жива не только в его современниках, но и на страницах истории русской авиации, в направлении и путях которой он столько лет работал не за страх, а за совесть».

Всеволод Александрович (1863–1931). Досрочно окончил полный курс гимназии в Штутгарте, экзамен держал в Ульмской гимназии, и Физический институт Страсбургского университета (1888). Посещал Королевский Баварский университет в Мюнхене (1882–1887). Доктор философии Страсбургского университета, специальность физика (1888). Кратко перечислим этапы карьеры ученого. Магистр физики Казанского университета (1899). Профессор (1904). Сотрудник физической лаборатории света профессора Кундта (1886–1888). Защитил диссертацию на присуждение степени магистра физики «Закон Ламберта и поляризация Араго» (1899). Заграничные научные командировки (1894–1896, 1910, 1913). Сотрудник физической лаборатории Императорского Московского университета (1894). Приват-доцент кафедры физики и физической географии Императорского Казанского университета(1897). Заведующий Магнитно-метеорологической обсерваторией и кабинетом физической географии университета (1897–1904). Экстраординарный профессор кафедры физики и физической географии там же (1904–1905). Ординарный профессор там же (1906–1931). Декан Физико-математического факультета там же (1916–1917). Профессор Томского университета Министерства народного просвещения Временного Всероссийского правительства, г. Омск (1918–весна 1919). Кредиты на содержание профессоров, в числе которых был Ульянин, через Томскую Казенную палату были переведены в распоряжение Ректора Томского Университета решением Временного Всероссийского Правительства. Профессор кафедр ряда институтов Казани (1919–1931). Создал Электротехнический институт в Казани (1922). Член Магнитной комиссии Курской магнитной аномалии (1924–1929). Участник многих международных и Всероссийских съездов физиков и геофизиков (1924, 1926, 1927, 1928 и 1929). На 3-ей сессии 6 съезда Всесоюзной ассоциации физиков в Казани был председателем оргкомитета съезда. Его работы очень заинтересовали участников съезда. Состоял лаборантом – консультантом при Лаборатории Казанской военной радио базы (1919–1922). Изобрел и построил ряд электрических и магнитных приборов (1915–1921).

Он создал Магнитную обсерваторию под Казанью и был её заведующим (1901–1909). Разработал и построил переносный магнитометр для измерения горизонтальной составляющей напряженности земного магнетизма (1919). Исследовал атмосферу с помощью воздушных змеев, поднимая на них метеографы, создал змейковую станцию Казанского университета (1899–1917). Первым указал на связь между законом наклонения лучеиспускания и законом Кирхгофа (1899). Работал в группе Александра Тихоновича Углова, занимавшейся радиофикацией города Москвы (1920-1921). Как радиофизик внёс немалый вклад в работу группы. Первая радиотрансляционная передача на четырех площадях столицы состоялась 1 июня 1921 года.

Ученик профессоров: Кундта, Beetz, А.Г. Столетова. Учитель академика РАН Е.К. Завойского и др. Автор более 30 научных трудов по излучению, свету, магнетизму. Награды: Международная премия Конгресса геофизиков в Риме (1922).

Жена Елена Владимировна Ульянина. Бездетен.

XVII колено

(Сведения о представителях рода Ульяниных с XVII колена даются в сокращенном виде)

Степан Федорович (1876-1922). Полковник (1914). В Первую мировую войну - уездный Двинский воинский начальник.

Анатолий Федорович (1890-1975). Военный моряк. В Первую мировую войну — мичман на эскадренном миноносце «Грозный». В дальнейшем служил на Белом Черноморском флоте, затем в эмиграции. В 1934 г. принял французское гражданство. Участник Второй мировой войны.

Николай Федорович (1892–1914), В чине подпоручика убит 20 августа 1914 года в бою с австрийцами. Похоронен на Ваганьковском кладбище, г. Москва. Владимир Петрович (1883–1919). Полковник (1916). Участник Русско-японской (1904-1905) и Первой мировой (1914-1918) войн. Затем служил в РККА, в декабре 1919 расстрелян ВЧК, как член антибольшевистской организации.

Сергей Петрович (1884–1925). Штабс-капитан. Участник Первой мировой войны, затем в РККА - командир бригады охраны железных дорог. Павел Петрович (1886–1952). Ефрейтор, участник Первой мировой войны.

Алексей Петрович (1905-1952). В июле 1941 г. добровольно вступил пошел в Московское ополчение. Затем на фронте возглавлял различные автомобильные части. После войны инженер-испытатель легковых автомобилей.

ХVIII колено

Алексей Степанович (1906-1974). Участник Великой Отечественной войны. Военный юрист.

Борис Степанович (1907-1992). Майор (1943). Участник Великой Отечественной войны. Помощник начальника штаба корпуса по связи. В 1943 году арестован и без суда и следствия сослан в Архангельскую область.

Никита Степанович (1908–1995). Участник Великой Отечественной войны. Старший сержант.

Александр Степанович (1912–1994). Участник Великой Отечественной войны. Гвардии лейтенант (1944). Дважды ранен. Член Союза художников РСФСР (1952).

Всего колен в родословной Ульяниных в наши дни — 22.

Более подробно родословная Ульянина Ю.А. приведена в его «Личных страницах», см. http://ulianin.com/