СОЮЗ ПОТОМКОВ УЧАСТНИКОВ БОРОДИНСКОЙ БИТВЫ

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "БАГРАТИОН"

1812

Григорий Зобин

В Константиновском межевом институте.

21 апреля 2018 г.

Место, где расположен бывший Константиновский межевой институт (МИИГАиК) – Старая Басманная и ее окрестности – хранит память нескольких веков московской истории. Вот барочная церковь Св. Никиты Мученика, построенная еще в 1685 году и преображенная в середине XVIII столетия замечательным русским зодчим князем Дмитрием Ухтомским. Здесь неподалеку жил дядюшка Александра Пушкина Василий Львович, сам известный поэт – «Нет, нет, Вы мне совсем не брат – Вы дядя мне и на Парнасе». В церкви Никиты Мученика в 1830 г. отпевали Василия Львовича, и отсюда Александр Пушкин провожал гроб с телом дядюшки до самого места его упокоения – Донского монастыря, шел пешком за подводой.

Напротив дом М.И. Голицына и Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана, бывший парк голицынской усадьбы.

Чуть ниже (Старая Басманная, 21) дом князя А.Б. Куракина, построенный для него на рубеже XVIII и ХIХ столетий по проекту Родиона Казакова, любимого ученика и однофамильца великого зодчего М.Ф. Казакова. Позже, после пожара 1812 года, здание перестраивал О.И. Бове, а в 1830-е – Е.Д. Тюрин. В доме принимали двух русских императоров: в 1801 году князь Куракин - Александра I, а четверть века спустя, в 1826 году, французский посол Мармон – Николая I, приехавшего в Москву для коронации.

Здесь в 1836 году и разместился Константиновский межевой институт, названный так в честь великого князя Константина Павловича. Он был основан еще в 1779 году и после Славяно-греко-латинской академии и Московского университета считается самым старым учебным заведением Москвы. Прежде институт назывался Землемерной школой, которая состояла при Межевой канцелярии и сначала размещалась на углу Покровского бульвара и Хохловского переулка. Ее выпускники выполняли работы по Генеральному межеванию Российской империи, в ходе которого к середине ХIХ века были проведены обмеры и сделано хозяйственное описание земель 19 губерний.

В 1830-е годы Землемерную школу преобразовали в Межевое училище и переселили в бывший дом князей Куракиных на Старой Басманной. С 1833 по 1838 год должность инспектора, а затем и директора его занимал известный писатель С.Т. Аксаков. В 1845 году училище получило статус Межевого института.

Здесь останавливался, приезжая в Москву, Ф.М. Достоевский у своей любимой сестры В.М. Ивановой, жившей вместе с мужем на институтской казенной квартире в доме Куракиных. В это время он работал над романом «Преступление и наказание». Бывал писатель у Ивановых и позже, но в другом здании неподалеку, куда Константиновский межевой институт переехал в 1873 году. Это бывший особняк Демидовых в Гороховском переулке.

Посетить этот дом и его замечательные музеи нас любезно пригласили сотрудники МИИГАиКа, который размещается здесь вот уже 145 лет. Великолепное здание с изящным шестиколонным портиком коринфского ордера и треугольным фронтоном построил в 1779-1791 гг. М.Ф. Казаков. Изначально заказчиком строительства был князь А.Б. Куракин, но очень скоро особняк перешел во владение отставного бригадира и благотворителя графа И.И. Демидова, внука знаменитого уральского горнозаводчика. Историческая и культурная традиция, связанная с этим домом, не пресекается и сегодня. Нам предстояло познакомиться с тремя музеями МИИГАиКа, бывшей школы межевых топографов.

Первой встретила «багратионовцев» Варвара Борисовна Давлетбаева – директор музея С.Т. Аксакова. Она рассказала нам об этом прекрасном человеке, писателе, отце семейства и о его деятельности во время службы в Константиновском межевом училище. По-отечески Аксаков относился не только к своим одиннадцати детям, которые обожали его за несказанную доброту и называли «отесенькой», не употребляя французского, как им казалось, происхождения слова «папенька», но и к подвластным ему учащимся. Своим распоряжением он отменил телесные наказания, внимательно следил за условиями жизни в училище, сам составил его первый устав, старался приглашать лучших преподавателей. Так, в 1838 году некоторое время русский язык и словесность читал будущим топографам В.Г. Белинский. Аксаков существенно увеличил в программе училища удельный вес гуманитарных дисциплин. В одном из писем сыну он писал: «Милый друг! Помни только, что ты должен образовать свой ум познаниями.., что ты можешь быть полезен и Государству и своему семейству…» Поступив на службу в училище, Аксаков увидел, что оно готовит людей, очень полезных для государства, но мало пригодных для семейной жизни. Тогда он добавил к числу изучаемых предметов иностранные языки, фехтование и танцы.

В экспозиции можно увидеть портреты и самого Аксакова и тех, кто входил в круг его общения. Из них следует упомянуть Г.Р. Державина, который восторгался, слыша, как прекрасно Аксаков читает его стихи, а также М.Н. Загоскина, М.П. Погодина, М.С. Щепкина, Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова, В.Г. Белинского, Т.Н. Грановского. Здесь же находятся портреты домашних С.Т. Аксакова: его собственный, вместе с женой Ольгой Сергеевной, сыновей Константина и Григория, а также внучки Оленьки в обрамлении анютиных глазок (символ любви и верности). Ей Сергей Тимофеевич посвятил свою сказку «Аленький цветочек». В витринах представлены и такие документы, как письмо Главного директора Межевой канцелярии И.У. Пейкера министру юстиции Д.В. Дашкову с ходатайством о назначении С.Т. Аксакова инспектором Константиновского землемерного училища и грамота 1841 года о присвоении ему знака отличия за двадцатилетнюю беспорочную службу.

Немало в экспозиции и видов Москвы. Здесь акварельные изображения Симонова монастыря, Императорского почтамта на Мясницкой, Большого театра, Московского университета и, наконец, здания Межевого института на Старой Басманной работы известного москвоведа Б.С. Земенкова. На фотографиях 1870-х годов – Белый и Чертежный залы института, а также домовая церковь Св. равноапостольного Константина и Елены.

После осмотра экспозиции, посвященной С.Т. Аксакову, заведующая находящихся в этом же здании музея «Золотые комнаты» и музея Константиновского Межевого института и МИИГАиКа Инесса Борисовна Полянцева показала нам свои сокровища.

Сначала она провела нас по анфиладе демидовских «Золотых комнат» - парадных покоев, расположенных вдоль уличного фасада. Здесь мы осмотрели круглый зал (столовую), «голубую» и «малиновую» гостиные, парадную спальню; все комнаты обтянуты «штофными» обоями, которые и сегодня, для реставрации комнат, изготавливались на тех же станках и по той же технологии, что и в начале XIX столетия. Слушая прекрасный рассказ нашей хозяйки, мы словно входили в то время с его особенностями парадного и повседневного быта. Великолепная лепнина и тончайшая, филигранная резьба по дереву были выполнены по эскизам самого М.Ф. Казакова. Он же создал композицию наборного паркета и рисунки других частей интерьера.

Покои эти предназначались лишь для торжественных приемов. Сами Демидовы жили наверху, на третьем этаже, гораздо более скромно и аскетично, как и подобало просвещенным и хорошо воспитанным людям. Начиная с 1970-х годов, институт вел реставрацию «золотых комнат» на свои собственные средства. Инесса Борисовна рассказала нам о той помощи, которую оказал МИИГАиКу в этом благородном и трудном деле В.С. Черномырдин. Багратионовцы сфотографировались на память в «голубой» и «малиновой» гостиных.

Затем Инесса Борисовна повела нас в музей Константиновского Межевого института. Здесь мы увидели прекрасную рельефную карту Москвы 1881 г., квадрант и астролябию времен Петра I, межевые цепи под сажени и версты, хронометры и другие уникальные инструменты, с помощью которых задолго до изобретения аэрофотосъемки осуществлялись дела государственной важности – топосъёмка и межевание.

Особенно заинтересовали нас «сидячие» весы, на которых регулярно взвешивали будущих топографов. Если вес большинства студентов свидетельствовал об их истощении, то институтское начальство обращало особое внимание на хозяйственную деятельность тамошних «хлебодаров».

В следующем зале, посвященном истории вуза уже в ХХ столетии, мы познакомились с биографией одного из его выпускников, обладателя красного диплома, впоследствии доктора технических наук, конструктора оптических приборов для космических аппаратов Виктора Савиных. В 1981 году ему довелось совместно с Владимиром Джанибековым совершить полет на потерявшую управление космическую станцию «Салют-7» и восстановить ее эксплуатацию. Позже 50-й космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза В.П. Савиных вернулся в свою «альма матер» уже ректором.

После осмотра музеев МИИГАиКа членов ИПО «Багратион» принял декан факультета гуманитарных дисциплин Владимир Алексеевич Соломатин. Создание этого факультета было органически связано с аксаковской традицией воспитания будущих межевых топографов. Точные и гуманитарные науки: математика, география, топография, краеведение и словесность - всегда шли рука об руку, создавая единый комплекс культуры. Отец Павел Флоренский говорил, что понял еще в юности: нет каких-то отдельных знаний – существует одно огромное Знание. В.А. Соломатин рассказал багратионовцам об истории факультета и пригласил к сотрудничеству. Приглашение было принято с радостью и готовностью.

Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке. В ней участвовали зав. кафедрой истории Елена Борисовна Емченко и преподаватель литературы Наталья Борисовна Иванова. Она показала нам составленные ею сборники воспоминаний выпускников МИИГАиКа почти за весь ХХ век. Мы держали в руках живую ткань непрерывающейся истории.

В беседе была затронута тема пожара Москвы в 1812 году. Члены ИПО «Багратион» и сотрудники института рассказали об уцелевших после пожара домах в районах Немецкой и Басманной слобод.

Мы благодарим всех сотрудников МИИГАиКа, принимавших участие во встрече, за радушный прием.

На обратном пути, когда мы шли к метро по улице Казакова, мы увидели здание, построенное архитектором И. Фоминым в 1930 году, но в классическом стиле. Здесь расположен отпочковавшийся от МИИГАиКа Московский институт инженеров землеустройства (МИИЗ). Ныне он переименован в Государственный университет землеустройства с потешной аббревиатурой ГУЗ. Но студенты называют его по-прежнему – «институт с шарами», по двум огромным белым шарам, стоящим по сторонам входной лестницы. По неизбывному ритуалу посвящения новичок-миизовец должен залезть на один из этих шаров. Ну что же, студенческое веселье и дурачество – тоже неотъемлемая часть жизни, исток многого серьезного и прекрасного в будущем.

Старший научный сотрудник Государственного музея истории российской литературы
им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), член Союза писателей Москвы,
член ИПО «Багратион» Григорий Зобин