СОЮЗ ПОТОМКОВ УЧАСТНИКОВ БОРОДИНСКОЙ БИТВЫ

ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "БАГРАТИОН"

1812

Г.И. Герасимова

ВЕЛИКАЯ КАРТИНА ВЕЛИКОГО ПОДВИГА.

Панорама «Бородино» по материалам коллекций ГПИБ.

Статья опубликована: Чертковские чтения: материалы второй науч. конф.,
26–27 сент. 2012 г.: [сборник] / Гос. публ. ист. б-ка России. М., 2013. С. 61–76.

Прежде всего, считаю непременным долгом отметить, что интересом к 1812 году вообще и его художественному осмыслению в частности я обязана многолетней службе в Музее-панораме «Бородинская битва»   1   .

Формат конференции не позволяет, естественно, охватить все аспекты названной темы. Потому остановлюсь на лишь отдельных моментах создания панорамы.

О предмете настоящего доклада позволяют судить разнообразные русскоязычные материалы, в подавляющем большинстве имеющиеся в коллекциях Исторической библиотеки   2   . История панорамы «Бородино» отражена в разнообразных материалах, включая служебную и частную переписку, официальные документы. Важнейшие источники хранятся в отечественных архивохранилищах, в числе которых:

  • Государственный архив Российской Федерации, ф. 601, 826;
  • Российский Государственный исторический архив, ф. 468, 472; 789;
  • Российский государственный военно-исторический архив, ф. 74, 544, 2000;
  • Российский государственный архив литературы и искусства, ф. 2377;
  • Центральный исторический архив Москвы, ф. 17;
  • научный Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС), ф. 11;
  • Отдел письменных источников Государственного исторического музея, ф. 160;
  • Фонд письменных источников Музея-панорамы «Бородинская битва», ф. 23   3  .

Отдельные документы широко цитировались в литературе    4   , некоторые составили специальные публикации    5  .

Если говорить об исследованиях, то нельзя не назвать труды нескольких поколений сотрудников Музея-панорамы «Бородинская битва», собравших за полвека обширные сведения   6   . Содержательны работы Е.А. Зубова   7   , С.М. Клавдиева    8  , О.В. Фёдоровой   9   , Ю.Я. Халаминского   10   , О.В. Шереметьева   11   . Сохраняют интерес весьма информативные статьи в тематическом сборнике   12   и в опубликованных материалах конференции, приуроченной к юбилею Ф.А. Рубо   13   . По-прежнему актуальны публикации, синхронные открытию панорамы в 1912 году   14   . Наконец, знания о панораме и её создателе стали намного богаче с выходом в свет новейшего труда, подготовленного коллегами из Центральной Европы   15   .

В начале прошлого века панорамное искусство становилось в мире всё более популярным. Не случайно один из российских столичных журналов отмечал, что «панорама стала одним из наиболее любимых зрелищ толпы и её посещают гораздо охотнее, чем обыкновенные выставки картин. Да оно, пожалуй, и понятно. Во-первых, для панорам всегда берётся какое-нибудь интересное или важное событие, а во-вторых, зритель, поставленный в исключительное, чрезвычайно выгодное для картин, положение, получает почти полную иллюзию того, что хотел изобразить художник»   16   .

Мысль о создании панорамы «из истории наших побед» 1812 года была впервые озвучена 31 октября 1909 года. В этот день на заседании разряда полковых и корабельных историй Императорского Русского Военно-исторического общества (ИРВИО) выступал Г.С. Габаев   17   . «Устройство художественных панорам» он назвал «прекрасным способом увековечения исторических событий». По мнению докладчика, «блестящий успех сооружения Севастопольской панорамы талантливой и исторически довольно правдивой кисти профессора Рубо заставляет мечтать о подобных панорамах, изображающих главнейшие события 1812 года и хотя бы только битву Бородинскую»    18  .

ИЛЛ. 01. Ф.А. Рубо. Санкт-Петербург, 1908–1910 (?). Фотография.

Уже в начале ноября В.А. Афанасьев    19  . и Б.М. Колюбакин    20   высказали Францу Алексеевичу Рубо предложение написать панораму, посвящённую событиям Отечественной войны 1812 года. Соглашаясь осуществить эту идею, Ф.А. Рубо    21   понимал, что подобное предприятие не может быть реализовано без соответствующего согласования «в инстанциях».

ИЛЛ. 02. Титул издания с автографом В.А. Афанасьева. ГПИБ.

ИЛЛ. 03. Б.М. Колюбакин (крайний справа) и художники на рабочей площадке
панорамы «Бородино». Мюнхен, 1911–1912. Фотография.

Он обратился за содействием к члену Государственного совета по выборам (1908–1913) К.А. Орловскому   22   . Их личное знакомство могло состояться в период службы последнего в качестве торгового советника Российской миссии (Мюнхен, 1897–1903). Полагаю, что посредничество понадобилось Рубо ввиду не вполне благосклонного (с некоторых пор) отношения к нему со стороны Николая II    23   . Ведь в начале 1909 г. августейший посетитель осмотрел демонстрировавшуюся тогда на Марсовом поле панораму «Штурм 6 июня 1855 года»    24   и высказал автору свои «пожелания». Ученик Франца Рубо по Высшему художественному училищу    25   вспоминал, что «после высочайшего осмотра панорамы учитель вернулся в свою академическую мастерскую подавленным и неразговорчивым»    26   .

После разговора с Рубо К.А. Орловский обратился к министру Императорского двора В.Б. Фредериксу. Тот доложил государю, который, «сочувственно отнесясь к предположению, повелеть соизволил передать этот вопрос генералу Сухотину»   27   . Последний беседовал с художником, который затем писал: «…я буду счастлив, если вопрос о сооружении панорамы побед 1812 года разрешится в скором времени – потому что для исполнения этой колоссальной работы мне необходимо иметь три года»   28   .

Создание живописного полотна оказалось теснейшим образом связано с деятельностью ИРВИО. На заседаниях Совета общества, на страницах Журналов ИРВИО периодически обсуждались вопросы, связанные с картиной. Сам художник (один из первых действительных членов Общества) приступил к работе задолго до формального подписания (март 1911 г.) договора о создании панорамы. Военными специалистами, консультировавшими художника, были члены ИРВИО В.А. Афанасьев, А.К. Баиов   29   , Г.А. Габаев, Б.М. Колюбакин, А.П. Сафонов    30  .

…В сентябре 2003 года в Москву впервые приехала С. Рубо. Внучка Франца Алексеевича Рубо привезла некоторые из хранящихся у неё рисунков деда, а также свои собственные произведения. Предполагалась выставка, которую сотрудники Музея-панорамы называли просто «Дедушка и внучка». Один из карандашных рисунков (20,2 х 29,5 см) был атрибутирован Сильвией Рубо как «эскиз к панораме "Бородинская битва"»: «Skizze fur Panorama "Schlacht von Borodino"», 1902 (?).

Что же изображено на листке пожелтевшей от времени бумаги с неровными краями?

ИЛЛ. 04. Ф.А. Рубо. «По дороге в Бородино». 1910 г. Бумага, карандаш.
Музей-панорама «Бородинская битва».

Со спины показаны два человека, один которых явно держит в руках вожжи. О втором, судя по фуражке и башлыку, можно сказать, что это человек военный. Эскизно обозначена накренившаяся повозка, явно с тройкой лошадей, из которых нарисована коренная под дугой и левая пристяжная. Надпись по-французски чёрными чернилами справа наверху: Ce sont les premiers / dessins pour le panorama de 1812. Инициалы: F.R.    31   На этом основании госпожа Рубо обозначила рисунок приведённым выше названием. С. Рубо, к сожалению (по её собственным словам), русским языком не владеет. Для неё остались непонятыми две надписи простым карандашом: 1 Апреля 1910 г. (в центре) и Князь Багратiонъ поездка / его передъ нами в Бородино (выше французской). Исходя из изображения и надписей, сотрудники музея предложили другое название, с которым госпожа Рубо согласилась, – «По дороге в Бородино». После окончания выставки, понимая особенную ценность рисунка, С. Рубо подарила его Музею    32   .

Известно, что 1 апреля 1910 года Франц Алексеевич впервые отправился на Бородинское поле. В.А. Афанасьев, Д.П. Багратион    33  , Ф.А. Рубо «осматривали и изучали Бородинское поле, его высоты, курганы, речки, овраги и оставшиеся укрепления – флеши, редуты, люнеты. Они посетили созданный железнодорожниками в 1903 году небольшой музей на станции Бородино, сторожку инвалидов, дворец и церковь в селе Бородино, Тучковский монастырь, где хранилось множество подлинных предметов, принадлежавших героям 1812 года и собранных на Бородинском поле»    34  . Тогда же художник «делал первые наброски пейзажа с натуры»   35  .

В начале работы над панорамой художника консультировал В.А. Афанасьев, определивший сюжет картины. Осенью 1910 г. эскиз полотна был готов. Забегая вперёд, замечу, что этот эскиз был помещён на юбилейную выставку в Историческом музее, открытую 29 августа 1912 года, и нашёл отражение Обзоре этой выставки   36   . Однако после трёх дней демонстрации эскиз был снят и передан купившему его у художника великому князю Николаю Михайловичу    37   . В двухтомном каталоге выставки упоминание эскиза отсутствует. Ныне четыре из шести фрагментов этого эскиза находятся в постоянной экспозиции Музея-заповедника «Бородинское поле».

ИЛЛ. 5. Ф.А. Рубо. Эскиз к панораме «Бородино». Фрагмент «Резервы русской армии».
1910 г. Холст, масло. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Осмотрев представленный эскиз    38  , император его не утвердил. Николаю II «было благоугодно преподать профессору Рубо условие, чтобы он в изображении сражения руководствовался указаниями специалиста сражений Наполеоновской эпохи… генерал-лейтенанта Колюбакина, посему последний естественно является ответственным за изображение сражения с точки зрения возможной правдивости и соответствия с требованиями военно-исторического исследования»    39  .

Работа над панорамой проходила не только при содействии Военного министерства, но и под его строжайшем контролем    40  . Б.М. Колюбакин дважды ездил в Мюнхен. И не только «для… руководства окончательным изображением события, расположения и движения войск, равно и изображением наших начальников, во избежание какой-либо могущей быть во всех этих отношениях исторической критики, каковой не должно быть места по отношению панорамы, исполняемой по воле Его Императорского Величества»    41  . Ещё одна цель пребывания Колюбакина в Мюнхене – личное «освидетельствование работ означенной панорамы». В начале ноября 1911 г. Борис Михайлович констатировал: «рисунок переведён на большой холст… написано небо и почти закончен пейзаж (остаются несколько подробностей, зависящих от моих указаний по подлинному плану местности) и приступлено под моим личным руководством к окончательному расположению войск как Русских, так и Французских»   42  .

ИЛЛ. 06. Б.М. Колюбакин (в центре) и художники на рабочей площадке панорамы «Бородино».
Мюнхен, 1911–1912. Фотография.

Содержание полотна было определено Сюжетным заданием, подписанным Ф.А. Рубо и Б.М. Колюбакиным Предусматривалось исполнение заказа «сначала… в эскизах, затем – на основном холсте»   43  . Насколько мне известно, текст этого документа до сих пор не обнаружен. Лаконичная отсылка к «письменным указаниям» от 17 марта 1911 г. встречается лишь в одном из писем художника к своему военному консультанту   44  . Остаются неизученными вопросы, связанные с реализованным эскизом к панораме. В 2006 году отмечалось: «…о судьбе второго, окончательного, варианта эскиза к панораме "Бородино", который, наверняка, был высочайше утверждён для исполнения основного полотна панорамы… ничего неизвестно»   45   .

Создавалась картина в Мюнхене, «в ателье на Берлинер Платц, площади к северу от центра города»   46   . «Сотрудниками» при работе над картиной являлись, кроме Рубо, Карл Беккер, Петер-Пауль Мюллер, Михаэль Ценно-Димер, Карл Хуберт Фрош, Леопольд Шенхен. Завершённая в конце мая 1912 г., панорама перед отправкой в Москву демонстрировалась 5 дней в баварской столице с благотворительными целями   47  .

ИЛЛ. 07. Ф.А. Рубо. Панорама «Бородино». Фрагмент «Бой во ржи». 1912.
Фототипия из издания: Рубо Ф.А. Панорама Бородинского сражения 26 августа 1812 г. М., б. г.

29 августа 1912 года, «в 5 ½ час. дня Его Императорское Величество Государь Император вместе с Августейшими Дочерьми Великими княжнами Ольгой, Татьяной и Марией Николаевнами, изволил посетить панораму Бородинской битвы на Чистопрудном бульваре. … Громадное здание панорамы было красиво убрано флагами и транспарантами с государственными гербами. Вход утопал в тропических растениях. … Государь Император осматривал панораму. Объяснения давал Ф.А. Рубо и генерал Б.М. Колюбакин»    48  .

ИЛЛ. 08. Здание панорамы «Бородино» на Чистых прудах в Москве. 1910-е гг. Фотография.

До 27 декабря 1917 года панорама демонстрировалась в деревянном павильоне, сооружённом по проекту архитектора П.А. Воронцова-Вельяминова    49  . Примечательно, что и во время Первой мировой войны «не прекращался поток посетителей… в сентябре 1916 г. через музей прошло 1 682 посетителя, в октябре 1917 – 1851, в декабре 1917 г. – 464»    50  .

ИЛЛ. 09. С. Власьев. Портрет П.А. Воронцова-Вельяминова. 1960-е – 1970-е гг.
Бумага, уголь. Музей-панорама «Бородинская битва».

Публика не могла видеть картину с 1918 до 1962 года. За это время неоднократно высказывались предложения по возобновлению экспонирования, оставшиеся однако нереализованными. Лишь в дни празднования 150-летия победы над Наполеоном панорама была открыта в здании на Кутузовском проспекте.

Торжествам 18 октября 1962 года предшествовали длительные, грандиозные по своему объёму, реставрационные работы. Ведь полотно – в результате вопиюще небрежного, на протяжении десятилетий, хранения – находилось на грани гибели. Члены реставрационной комиссии констатировали: «Реставрация полотна такого масштаба, так сильно повреждённого гниением и большими утратами, является в нашей и мировой практике первым случаем. Потребуется максимальная изобретательность, находчивость, изучение технологии и ряд экспериментов»    51  . .

50 лет жизни панорамы в здании на Кутузовском проспекте были наполнены самыми разными событиями. Но это, как принято говорить, совсем другая история.


  1   Благодарю руководство музея за предоставленные иллюстрации.

  2   В ГПИБ не удалось обнаружить лишь одно важное издание (Лейхтенбергский Г. Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Описание картины. Положение сторон в 12 часов дня. Б. м., Б. г.).

  3   Современное состояние разработанности темы диктует, на мой взгляд, дальнейшее расширение поиска материалов. Есть вероятность обнаружения существенных источников, скажем, в документальном фонде Музея-заповедника «Бородино», в Доме-музее П.П. Чистякова (г. Пушкин), в фондах и коллекциях Государственного Русского музея и проч., и проч. Далеки от изученности официальные материалы, источники личного происхождения, исследования, связанные с императорской фамилией; должностными лицами и различными специалистами, вовлечёнными в создание, функционирование и реставрацию панорамы; преподавателями Академии художеств и её учениками (не только из класса Ф.А. Рубо). Наконец, нуждается в специальном внимании периодическая печать.

  4   См., например: Богуславский Г.А. Франц Алексеевич Рубо и создание Бородинской панорамы // Бородинская панорама: сб. ст. / под ред. Г.А. Богуславского, Н.А. Колосова. М., 1966; Клавдиев С.М. Историк и художник: как создавалась панорама «Бородинская битва» // Воен.-ист. журн. 1963. № 9; Он же. Русские панорамы («Оборона Севастополя», «Бородинская битва»). М., 1972; Колосов Н.А. Жизнь панорамы: сентябрь 1912 г. – декабрь 1917 г. // Вестн. Музея-панорамы «Бородинская битва». М., 2005. Вып. 2; Сорокина А.В. Создание панорамы «Бородино» // Очерки по истории Музея-панорамы «Бородинская битва», 1912–2002: к 90-летию со дня основания. М., 2003; Федорова О. Франц Рубо. М., 1982.

  5   Письма Ф.А. Рубо военному историку Б.М. Колюбакину и архитектору П.А. Bоронцову-Вельяминову / подгот. к печати Г.И. Герасимовой и С.В. Львова // Вестн. Музея-панорамы «Бородинская битва». М., 1997. Вып.1; «…Необходимо… твёрдо держаться исторической правды» (арх. документы о создании панорамы «Бородино») / публ. Г.И. Герасимовой // Вестн. Музея-панорамы «Бородинская битва». Вып. 2; Панорама «Бородино»: начало истории / публ. Г.И. Герасимовой // Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. М., 2004. [Т.] III.; Панорама «Бородино» в отечественной периодике 1912–1961 гг. / публ. Г.И. Герасимовой // Вестн. Музея-панорамы «Бородинская битва». Вып.2; «…Превратить панораму в ряд живописных панно»: отчёт о заседании Худож.-реставрац. комиссии / публ. Г.И. Герасимовой // Вестн. Музея-панорамы «Бородинская битва». М., 2006. Вып. 3.

  6   Выявленная о панораме и её авторе информация вошла в несколько изданий буклетов, фото-очерков, путеводителей по Музею-панораме 1960-х – 1980-х годов (См., например: Бородинская панорама: Путеводитель. М., 1985; Желаднова Л.И. «Бородинская битва», музей-панорама: фотопутеводитель. М., 1986; Панорама «Бородинская битва» / автор текста И. Езерская. М., 1997; 1812 год. Бородинская панорама: из собр. Музея-панорамы «Бородинская битва» / авт.-сост. И.А. Николаева, Н.А. Колосов, П.М. Володин. М., 1982). Последнее десятилетие отмечено новыми исследованиями сотрудников музея, углублённо изучавших различные аспекты создания и бытования панорамы (См.: Вестн. Музея-панорамы «Бородинская битва». Вып. 2, 3; Митрошенкова Л.В., Львов С.В. Очерк истории Особого комитета по устройству в Москве Музея 1812 года // Бородино в истории и культуре: материалы Междунар. науч. конф. … Можайск, 2009; Монахов А.Л. Музей-панорама «Бородинская битва», 1812 год. [Путеводитель.] М., 2007; Очерки по истории Музея-панорамы «Бородинская битва»).

  7  Зубов Е.А. Ф.А. Рубо – профессор-руководитель батальной мастерской Высшего Художественного училища при Императорской Академии художеств // Сильное и красивое искусство будущего: материалы Междунар. науч. конф. к 150-летию со дня рождения Ф.А. Рубо. М., 2006. Текст парал. рус., англ.; Он же. Ф.А. Рубо – художник и педагог. СПб., 2003; Он же. Франц Алексеевич Рубо – художник и педагог: автореф. дисс. … канд. искусствоведения. СПб., 2007.

  8   Клавдиев С. Историк и художник…; Он же. Панорама «Бородинская битва». М., 1962; Он же. Панорама Бородинской битвы // Воен.-ист. журн. 1962. № 7; Он же. Русские панорамы.

  9   Федорова О. Франц Рубо; Она же. Панорама великой битвы // Памятники Отечества. М., 2000. № 47.

  10   Халаминский Ю. Франц Алексеевич Рубо. 1856–1929. М., 1952.

  11   Шереметьев О.В. «И вечной памятью двенадцатого года» (Отечественная война 1812 года в произведениях российских художников-баталистов XIX – нач. XX в.). Барнаул, 2007; Он же. Наполеоновская эпоха в батальной и портретной живописи России и Европы конца XVIII – начала XX в.: автореф. дисс. … д-ра искусствоведения. Барнаул, 2010.

  12   Бородинская панорама: сб. ст.

  13   Сильное и красивое искусство будущего.

  14   См., например: Афанасьев В.А. Краткое описание панорамы Бородинского сражения 26 августа 1812 г. М., 1912; Беляев И.С. Бородинская панорама в Москве // Журн. ИРВИО. 1913. Кн.1; Панорама Бородинского боя // Рус. слово. 1912. 15 (28) марта; Панорама художника Рубо // Голос Москвы. 1912. 30 августа.

  15   Франц Рубо: кат. произведений / сост.Э. Лингенаубер, О. Сугробова-Рот. Дюссельдорф, 2012. Текст парал. рус., англ.

  16   Н.К. Маленький фельетон: кое-что о панорамах // Новое время. 1903. 25 апреля (8 мая). С. 3.

  17   Георгий Соломонович Габаев (1877–1956) – полковник (1915), военный историк, архивист, один из учредителей ИРВИО (См.: Данченко В.Г. Габаев // Отечественная война 1812 года и освободительный поход Русской армии 1813–1814 годов: энцикл. в 3 т. М., 2012. Т. 1. С. 415).

  18   Габаев Г.С. О способах ознаменования столетней годовщины «священной памяти Двенадцатого года» // Журн. ИРВИО. 1910. Кн. 2, отд. IV. С. 5.

  19   Владимир Александрович Афанасьев (1873–1953) – генерал-майор (1917), кандидат исторических наук (1944), профессор (1945), военный историк и общественный деятель (См.: Сапожников С.А. Афанасьев // Отечественная война 1812 года…: энцикл. Т. 1. С. 95–96). В.А. Афанасьев инициировал создание Кружка ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года и начало работ по созданию Музея 1812 года (открыт спустя 100 лет, 6 сентября 2012 г.). В ГПИБ хранится брошюра, посвящённая деятельности этого кружка, с автографом: В Музей 1812 г. от В. Афанасьева (См.: Кружок ревнителей памяти… / сост. М.В. Панов. М., 1915. – Экземпляр с шифром: К 105 / 499).

  20   Борис Михайлович Колюбакин (1853–1924) – генерал-лейтенант (1909), военный историк (См.: Шеин И.А. Колюбакин // Отечественная война 1812 года…: энцикл. Т. 2. С.176–177). В официальной переписке в связи с созданием панорамы учёный именуется «заслуженным профессором Императорской Николаевской Военной Академии» (См., в частности: «…Необходимо… твёрдо держаться исторической правды». С. 94).

  21   Франц Алексеевич Рубо (1856, Одесса – 1928, Мюнхен) – живописец, действительный член Императорской Академии художеств (1910), академик живописи баталической (1908), профессор Баварской Академии художеств (1893) и Императорской Академии художеств (1903) (См.: Герасимова Г.И. Рубо // Отечественная война 1812 года…: энцикл. Т. 3. С. 263).

  22   Ксаверий Александрович Орловский (1862–1926) – из дворян, коллежский асессор (1901). С 1896 г. служил во 2-й экспедиции российского Министерства иностранных дел. В 1920-х гг. был послом Польши в Бразилии, Испании, Португалии (См.: Бородин А.П., Постников Н.Д. Орловский // Государственный совет Российской империи: 1906–1917: энцикл. М., 2008. С. 191–192).

  23   Знакомство Ф.А. Рубо с Николаем Александровичем (тогда наследником-цесаревичем) состоялось в 1888 г. и два десятилетия характеризовалось высочайшим благоволением к живописцу. Франц Алексеевич даже назвал в честь российского государя одного из своих сыновей.

  24   Открыта в Севастополе в 14 (27) мая 1905 г. При восстановлении картины (пострадавшей в результате бомбардировки города 25 июня 1942 г.) панорама получила (сохраняющееся и ныне) название «Оборона Севастополя 1854–1855 годов».

  25   Михаил Иванович Авилов (1882–1954), живописец и педагог, лауреат Сталинской премии (1946), действительный член Академии художеств СССР (1947), Народный художник РСФСР (1953).

  26   Цит. по: Клавдиев С.М. Русские панорамы… С. 42.

  27   Владимир Борисович Фредерикс (1838–1927), граф (1913), генерал от кавалерии (1900), генерал-адъютант(1896), член Государственного совета (1905). Николай Николаевич Сухотин (1847–1918), генерал от кавалерии (1906), член Государственного совета (1906); председатель междуведомственной комиссии по празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 года, председатель высочайше утверждённого Комитета по устройству Русского военно-исторического музея.

  28   Панорама «Бородино»: начало истории. С. 238, 239.

  29   Алексей Константинович Баиов (1871–1935) – генерал-лейтенант (1915), военный историк. Участник Первой мировой войны, кавалер ордена Св. Георгия 4-го кл. (См.: Епанчин Ю.Л. Баиов // Отечественная война 1812 года…: энцикл. Т. 1. С. 103).

  30   Александр Петрович Сафонов (1852–1913), генерал-майор (1913), выпускник Николаевского кавалерийского училища (1872). Военный историк, художник-баталист, скульптор (См.: Журомский К. «К пользе и славе России» // Рус. 2005. № 4).

  31   Это первые эскизы для панорамы 1812 года. – Графика подписи, использованная Францем Рубо в данном случае, встречается не часто.

  32   Музей-панорама «Бородинская битва». ОФ 12946 / Р 383.

  33   Дмитрий Петрович Багратион (1863–1919), князь, генерал-лейтенант (1916). В 1906–1914 гг. – редактор «Вестника русской конницы». Участвовал в Первой мировой войне. В декабре 1918 г. вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

  34   Клавдиев С.М. Русские панорамы… С. 58.

  35   Федорова О. Франц Рубо. С. 97.

  36   Божовский В. Краткий обзор выставки в память Отечественной войны 1812 года. 8 сентября 1912 г. – 1 февраля 1913 г. М., 1912.

  37   См.: Джунковский В.Ф. Воспоминания / под общ. ред. А.Л. Паниной. М., 1997. Т.2. С. 57–59.

  38   См.: Анфилатов В.Е. Эскиз Ф.А. Рубо к панораме «Бородинская битва» из коллекции Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника (К истории создания и бытования) // Сильное и красивое искусство будущего. С. 10.

  39   «…Необходимо… твёрдо держаться исторической правды». С. 94.

  40   Неисполнение пунктов Договора (подписан 8 марта 1911 г.) грозило художнику финансовыми санкциями.

  41   «…Необходимо… твёрдо держаться исторической правды». С. 97.

  42   Там же. С. 102.

  43   Сорокина А.В. Указ. соч. С. 50.

  44   Письма Ф.А. Рубо военному историку Б.М. Колюбакину… С. 16.

  45   Анфилатов В.Е. Указ. соч. С. 12.

  46   Кёллер Г. Франц Рубо и панорамная живопись в Мюнхене в конце XIX – начале XX века // Сильное и красивое искусство будущего. С. 40.

  47   Доход от экспонирования картины автор направил «в пользу вдов и сирот мюнхенских художников и городской бедноты» (Франц Рубо: кат. произведений. С. 22).

  48   Высочайшее посещение панорамы «Бородино» // Моск. ведомости. 1912. 30 августа.

  49   См.: Митрошенкова Л.В., Львов С.В. Военный инженер П.А. Воронцов-Вельяминов (1865–1948): материалы к биогр. // 1812 год. Люди и события великой эпохи: материалы Междунар. науч. конф. Москва, 23 апреля 2010 г. М., 2010.

  50   Малышкин С.А. Обзор материалов по истории Музея-панорамы «Бородинская битва» в ЦГВИА СССР (1909–1917 гг.) // Вестн. Музея-панорамы «Бородинская битва». Вып. 2. С. 74.

  51   Николаева И.А. Панорама в 1918–1962 гг. // Очерки по истории Музея-панорамы «Бородинская битва». С. 63.