Г.И. Герасимова
«СЛАВНЫЙ ГОД СЕЙ МИНУЛ…»:
о юбилее Отечественной войны 1812 года.
Статья опубликована: Россия XXI. 2013. № 1. С. 162–179.
«Воины! Славный и достопамятный год, в который…
поразили и наказали вы дерзнувшего вступить
в Отечество ваше лютого и сильного врага,
славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут
содеянные в нём громкие дела и подвиги ваши;
потомство сохранит их в памяти своей»
(Император Александр I).
В начале прошлого года Европейский университет в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургский Институт истории РАН запланировали (на февраль 2013 г.) конференцию «Два века в памяти России. 200-летие Отечественной войны 1812 года».
Необходимость этой научной встречи обосновывалась следующим образом: «двухсотлетие Отечественной войны 1812 года неизбежно займёт видное место в политическом и культурном календаре в связи с явно проявляющейся в наши дни тенденцией к актуализации событий прошлого, когда историческая аргументация становится одним из инструментов в полемике, а публичные диспуты о значении уроков прошлого привлекают внимание общества» 1 .
Оргкомитет определил более двух десятков проблем для грядущего обсуждения. Докладчикам предлагались, в частности, следующие темы:
- 1812 год в коллективной памяти;
- практика формирования «мест памяти» в дореволюционной России; юбилей-2012 в «памятных местах» и вне оных;
- практика военных (в том числе кампании 1812 г.) юбилеев: в дореволюционной России и в СССР;
- отклики на юбилей-2012 за рубежом (в том числе в Польше);
- юбилеи Наполеоновских войн во Франции и подготовка к 1813 году в Германии;
- юбилей 2012 года в: исторической аргументации политиков, периодической печати современной России, искусстве, музеях, исторической науке, гуманитарных вузах, средней школе, библиотеках, популярной литературе, нумизматике, фалеристике и проч.;
- отклики на юбилей со стороны государственной власти, военной элиты современной России, Интернет сообщества, клубов исторической реконструкции;
- отношение ТВ к юбилею.
Эти предположения были сделаны в начале 2012 года. Однако реальность дала совершенно фантастические по количеству, качеству и разнообразию мероприятий результаты, значительно расширив список гипотетических направлений юбилейной работы. Не претендуя на аналитический характер заметок, автор даёт общее представление о содержательной стороне и географии торжеств, обращая особое внимание на музейно-выставочную деятельность и научные конференции, на основе публикаций специальной литературы, материалов СМИ, телепередач и Интернет информации, собственных впечатлений и общения с коллегами по теме 2 .
Общегосударственный характер празднованию придали Указы президента РФ В.В. Путина от 28 декабря 2007 г. № 1755 «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года» и от 13 января 2009 г. № 51 «О внесении изменений в Указ президента Российской Федерации от 28 декабря 2007 г. № 1755 "О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года"», а также Указ президента РФ Д.А. Медведева от 9 января 2012 г. «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» 3 . Указом Президента РФ от 13 января 2009 г. № 51 утверждены Положение о Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года, а также состав этой комиссии 4 . 30 июня 2010 года в Москве создан Общественный совет (ОС) по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года. На сайте ОС планомерно, по дням, публиковались сведения о событиях «по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года» 5 .
Для широкого применения «в целях военно-патриотического воспитания, при проведении праздничных мероприятий, в том числе международных, а также при изготовлении рекламно-сувенирной продукции», была разработана официальная эмблема празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. На эмблеме изображён «золотой двуглавый орел с распростёртыми крыльями, увенчанный одной короной. На груди орла – серебряный крест с закруглёнными и слегка вогнутыми по бокам концами (т. н. "ополченский крест").
В центре креста – щит с обращённым влево всадником на вздыбленном коне, поражающим копьём опрокинутого навзничь дракона. На горизонтальных концах креста цифры: справа – "1812", слева – "2012". В лапах орла золотая развевающаяся лента, а также: в правой лапе – золотые перуны, в левой лапе – золотой круглый лавровый венок».
Президент страны утвердил эмблему 20 ноября 2011 г. 6 В юбилейном году первые лица государства принимали личное участие в ряде мероприятий. А именно: В.В. Путин осмотрел новую экспозицию в Музее-панораме «Бородинская битва» (6 марта) и посетил Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник (2 сентября); Д.А. Медведев 6 сентября принял участие в торжественных церемониях открытия Триумфальной арки в Москве (после капитальной реставрации) и созданного Музея Отечественной войны 1812 года.
Илл.1. Официальная эмблема празднования
МОЗАИКА ТОРЖЕСТВ. Можно попытаться систематизировать Юбилейные мероприятия по ведомственному (архивы, музеи, библиотеки…), региональному (административные округа, города), тематическому (см. выше о проблематике конференции в северной столице) и другим принципам. Но даже сама детальная рубрикация не способна передать всё разнообразие событий юбилейного года.
Илл.2. «Перед сражением». Даниил Некрасов, 9 лет (Обнинск). Конкурс детского и юношеского рисунка «Героическое прошлое Московского Кремля».
Прошедший год «был ознаменован различными походами, в том числе, конными и морскими. Участники одного из морских походов дошли до Полинезии, где находятся острова Кутузова и Раевского». Там были установлены «барельефы этим героям войны 1812 года» 7 .
Тема увековечивания памяти об Отечественной войне отразилась и в студенческих работах. Дипломные проекты в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова касались нескольких музеев на местах сражений. В частности, студент П. Митрофанов предусмотрел расширение Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года за счёт нового, сложного в плане, здания 8 .
Авторы некоторых юбилейных проектов оказались весьма изобретательны. Так, в честь юбилея модельеры из Ханты-Мансийска представили в Каннах коллекцию в лучших традициях эпохи Наполеоновских войн. При этом «элементы военной формы – пояса, манжеты, стойки… возвращали в прошлое, которое вдохновило художников на создание коллекции сегодняшнего дня» 9 .
НАУЧНЫЕ СОБРАНИЯ. Исключительно важны прошедшие научные (научно-практические) конференции (круглые столы, семинары). В архивах, библиотеках, музеях, институтах, школах собирались специалисты (и не только) для публичного рассмотрения актуальных тем. Конференции отличались богатым разнообразием стержневых проблем 10 . Много и по-разному шли обсуждения:
- источников и степени изученности Отечественной войны,
- боевых действий и литературы,
- Бородино и Москвы,
- военнопленных и финансов,
- Березинской операции и памятников…
Одной из востребованных научных тем минувшего года стало медицинское обеспечение военной поры. Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко (Москва) провёл в июне научно-историческую конференцию. Военной медицине 1812 года было посвящено 11 докладов. Кроме того, для участников состоялись экскурсии по музею, зданиям и территории Главного военного госпиталя России 11 В юбилейных научных собраниях активно участвовал директор Музея сердечно-сосудистой хирургии, доктор медицинских наук, профессор С.П. Глянцев. На нескольких конференциях (в том числе, в Москве и Риге) он делал интересные сообщения о ранении и лечении генерала П.И. Багратиона. На конференции в Музее-панораме «Бородинская битва» докладчики обратились к темам «Штаб-лекарь Григорий Белынский» 12 . и «Медицина и милосердие в Отечественной войне 1812 года» 13 .
Подробно рассматривались различные аспекты главного события кампании. Так, участники конференции в музее-заповеднике «Бородинское поле» обратили внимание наследующие проблемы:
- Бородинское сражение: исторические исследования, источники и историография;
- Бородинское сражение в ряду других сражений Наполеоновских войн;
- участники Бородинского сражения в свете исторической антропологии и микроистории;
- Бородино в исторической памяти народов;
- отражение Бородинского сражения в изобразительном искусстве, литературе, музыке, кинофильмах, музейной деятельности;
- Бородинское поле как объект наследия: культурный ландшафт, памятники, история Бородинского музея-заповедника.
Наряду с предсказуемой тематикой обсуждались и неожиданные сюжеты. Так, в центре внимания участников конференции, проведённой в Государственном центральном музее современной истории России 14 , оказалась проблема «Лошадь и война в XIX веке».
ВЫСТАВКИ. Сотни выставок были предложены посетителям в юбилейный год. Открывавшиеся как в присутствии высоких гостей, так и весьма скромно, выставочные экспозиции создавались:
- в рамках конкретных музеев и межмузейных проектов,
- стационарные и передвижные,
- виртуальные и стендовые,
- монографические и комплексные.
Илл.3.(слева) Крест ордена Св. Георгия 1-го класса, на ленте.
Россия, начало XIX века. Изготовлен для императора Александра I.
Выставка «Кремль в 1812 году. Война и мир»
Илл.4. (справа) Знак ордена Св. Андрея Первозванного, в виде медальона.
Россия, начало XIX века. Принадлежал императору Александру I.
Выставка «Кремль в 1812 году. Война и мир»
Центральным событием общемосковского празднования юбилея был призван стать выставочный проект «Время незабвенное…» в Центральном выставочном зале «Манеж». Экспонаты предоставили 11 музеев, архивы образовательные учреждения, творческие союзы и организации, частные лица и коллекционеры, а также учреждения, расположенные в объектах исторического наследия Москвы.
Более двух тысяч предметов составили 5 тематических разделов:
- Московско-Парижская война. 1812–1814. (Главные события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1812–1814 гг.);
- «Не доставайся ж, матушка, неприятелям!» (Роль Москвы в Отечественной войне 1812 года. Пожар Москвы и послевоенные изменения облика города);
- «Золотой век русской культуры». (Отечественная война 1812 года в литературе, музыке, произведениях изобразительного искусства, монументальной скульптуре и архитектуре);
- «Отечественная война 1812 года в произведениях современных художников, самодеятельном и детском творчестве»;
- «Общественные объединения и частные коллекции к юбилею Отечественной войны 1812 года» 15 .
25 декабря 2012 г. Государственный Эрмитаж пригласил гостей на торжественную церемонию открытия сразу трёх выставок (в Гербовом, Пикетном, Арапском залах, а также в Ротонде):
- «Гроза двенадцатого года…». Отечественная война 1812 года в материалах Государственного Эрмитажа;
- «Мы все в одну сольёмся душу…». Отечественная война 1812 года в медалях А.Н. Оленина и его современников;
- Оловянные солдатики в Эрмитаже. К 200-летию Отечественной войны 1812 года 16 .
Уже в новом году, 8 января, в Новодевичьем монастыре Москвы начала работу экспозиция «1812 год в судьбах Православной России и Новодевичьего монастыря». Научную концепцию разработала Е.В. Семенищева (заведующий научно-экспозиционным и выставочным отделом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника). Художественное решение продумал Заслуженный художник России А.Н. Конов 17 , главный художник ООО «МузейМедиа». Выставочная экспозиция, размещённая в Палатах у Софьиной башни, «тематически… разделена на два раздела. В первом – лаконично представленные события начального этапа войны, включая сражение под Смоленском, Бородинскую битву, оставление Москвы, дополняются цитатами из Священного Писания, Высочайших манифестов, воззваний, Слов и проповедей иерархов Русской Православной церкви. Второй раздел посвящён Новодевичьему монастырю, оказавшемуся "во вражьем обстоянии" и во многом разделившему участь сожжённой и разорённой первопрестольной столицы». Экспонатура этого раздела «помещена в витрину-инсталляцию, являющуюся условным воспроизведением разрушенного французами храма Усекновения главы Иоанна Предтечи при монастыре». Экспозиция «построена на воспроизведениях графических и живописных работ, муляжах униформы и снаряжения русской армии». К особо ценным экспонатам относятся «артефакты, обнаруженные при раскопках на месте уничтоженного храма» 18 .
Любой, даже самой незатейливой выставке непременно предшествует важнейшая часть подготовки к экспонированию – реставрация. Двухвековой юбилей победы стал достойным поводом и стимулом проведения разнообразнейших реставрационных работ (по монументальным памятникам, книжной продукции, архивным документам, произведениям живописи и графики). Теперь, после реставрации, большое полотно «Сражение под Лейпцигом» (В.И. Мошков, 1815) можно видеть в Музее Отечественной войны 1812 года. Свою «причастность к героической памяти поколений» специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации наглядно продемонстрировали на специальной выставке 19 .
ДЕЛА МУЗЕЙНЫЕ. К юбилею благополучно осуществлена реэкспозиция в Тарутинском Военно-историческом музее Отечественной войны 1812 года, а также в музее-заповеднике «Бородинское поле» 20 .
Плодотворно трудился небольшой коллектив Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года под руководством Н.В. Котляковой. Сотрудники не только активно участвовали в многообразных юбилейных мероприятиях разного уровня, но и смогли обеспечить выход в свет документального сборника, впервые посвящённого исключительно сражению при Малоярославце 21 .
В этих и других профильных музеях прошедший год отмечен большим количеством ярких проектов во славу русского оружия. В качестве примера можно назвать Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, что в Санкт-Петербурге 22 .
В честь юбилея не только преобразились уже существующие музеи, но и возникли новые. Так, в мемориальном доме декабриста Г.С. Батенькова, участника заграничных походов 1813–1814 гг., открылся калужский Музей 1812 года. Посетители могут «познакомиться с представительным комплексом предметов, относящихся к эпохе 1812 года». Среди экспонатов «знамя Азовского мушкетёрского полка образца 1803 г., с которым полк прошёл войну 1812 и кампании 1813, 1814 годов; хоругвь Калужского ополчения, сопровождавшая его в борьбе с противником в 1812 и 1813 годах». Среди экспонируемых гравюр «авторские работы знаменитых художников Ф. Гойя и В.В. Верещагина». В целом, новый музей «позволяет посетителю через подлинные предметы узнать о событиях Отечественной войны, судьбах конкретных людей и роли, которую сыграла Калужская губерния в победе над войсками Наполеона в эпоху 1812 года» 23 .
Илл.5. Платок «Пожар Москвы». Англия, 1-ая половина XIX века.
Выставка «Кремль в 1812 году. Война и мир»
В юбилейном году важнейшим стало событие, которого ждали ровно 100 лет. Коллеги из Государственного исторического музея создали Музей Отечественной войны 1812 года. Обширная экспозиция разместилась в специально построенном павильоне. Своевременно издан путеводитель и разработан персональный сайт музея 24 .
ГЕОГРАФИЯ ЮБИЛЕЯ. Очевидно, что значительная часть программы торжеств приходится на две столицы и ближайшие к ним регионы. Это не означает, что громадные пространства государства остались вне юбилейного года. Празднование в регионах 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года стало темой видеоконференции, проведённой Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец.
Участию донского казачества в кампаниях 1812–1814 гг. была посвящена выставка «От Дона до Парижа», работавшая в Ростове-на-Дону. О действиях российского флота в Отечественной войне 1812 года рассказывали экспозиции в Калининграде и Северодвинске.
Сотрудники Российского государственного исторического архива Дальнего Востока подготовили выставку «Празднование 100-летия Отечественной войны 1812 года в Приморской области». Посетители имели возможность познакомиться с документами из фондов Приморского областного правления, Владивостокской городской думы и Владивостокской городской управы 25 .
Музей геологии, нефти и газа познакомил жителей Ханты-Мансийска Тюменской области с выставкой «200-летию победы в Отечественной войне 1812 года посвящается...». Вниманию посетителей были представлены более 150 предметов – воспроизведения наиболее значимых картин XVIII–XIX вв., памятные русские и французские медали, обмундирование периода 1812 года, коллекция миниатюры. Участники выставки – из Санкт-Петербурга: Всероссийский музей А.С. Пушкина, Государственный музей истории религии, Центральный военно-морской музей, а также частные коллекционеры 26 .
Мероприятия, так или иначе связанные с памятной датой, проходили и за пределами Российской Федерации. Во многих странах Европы и даже за океаном годовщина войны 1812 года была отмечена разнообразными мероприятиями.
Значительная часть «зарубежной программы» юбилея приходится на деятельность Россотрудничества 27 . Своевременно был принят чёткий план, включавший характер мероприятий, время и страну проведения. Предусматривались концерты, выставки, демонстрация документальных и художественных фильмов. Отчётная презентация подтверждает успешную реализацию намеченного 28 .
Но не все события юбилейного года, имевшие место за пределами Отечества, связаны именно с Россотрудничеством. В качестве примера можно назвать тематический вечер, организованный Центром русской культуры в Мюнхене. Прозвучал доклад К. Боймлера «Русский поход баварцев в составе наполеоновской армии и мюнхенское Бородино». Состоялся разговор о 30 000 баварцев, выступавших на стороне Наполеона, «чтобы таким образом отблагодарить французского императора за то, что он даровал стиснутой между Пруссией и Австрией Баварии статус королевства».
Шла речь и о мюнхенском памятнике на площади Каролины 29 . Собравшиеся обсуждали, в частности, надпись на обелиске: «И они отдали жизнь за свободу своего Отечества». «Что хотел этим сказать баварский король, останется для истории вечной загадкой, как и тот факт, почему баварцам пришлось бороться за свободу своего отечества на территории России» 30 . О том же шла речь в Москве на одной из научных конференций, где прозвучал доклад «1812 год в исторической памяти Мюнхена и Баварии. Обелиск на Каролинской площади в Мюнхене как место памяти» 31 .
200-летие Отечественной войны 1812 года не осталось незамеченным и в Латвии. А местом проведения Международной научной конференции «Эпоха Наполеоновских войн и судьбы Балтии» стал Латвийский университет. Декан историко-философского факультета университета в Риге А. Шне полагает, что «даже к хорошо изученной теме стоит периодически возвращаться, потому что с течением времени отношение к событиям меняется. Появляются и новые методы исследования. Ещё недавно были чрезвычайно популярны социологические, статистические подходы, и при изучении военных действий учёные большое внимание обращали на перемещения войск, подсчёт количества потреблённого армией продовольствия, боеприпасов. Сейчас акценты смещаются в сторону проблем исторической памяти, культурной идентичности» 32 .
Рижская программа юбилея-2012 включила также Круглый стол на тему «Как в Латвии отмечают 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года», а также выставку «Возродиться из пепла. Рига в войне 1812 года» (Музей истории Риги и мореходства) 33 .
ВСЁ ГРОМЧЕ МУЗЫКА. Минувший год отличался необычайно широкой и разнообразной музыкальной составляющей празднеств. Кроме ставших привычными дефиле стройных барабанщиц и старательности солидных оркестрантов в киверах, логично было ожидать вечную классику – Глинка, Чайковский, Прокофьев… Да, их произведения, разумеется, прозвучали, но не они одни. В юбилей была возможность услышать редко исполняемые произведения русских и зарубежных композиторов XIX – начала ХХ века, в том числе музыку духовную, народную, солдатские песни, старинные марши.
Разработаны и реализованы специальные проекты, в частности, Московской государственной филармонией. Программа абонемента №159 («1812 год. Герои и современники») посвящена «юбилею Бородинской битвы и военной кампании 1812 года». Ансамбль «Солисты барокко» (художественный руководитель Андрей Спиридонов) запланировал три концерта: «Возлюбленная тишина и пламенные звуки», «Он взял Париж, он основал лицей», «Соната для Наполеона». Примечательно, что в программе каждого концерта произведения Д.Г. Штейбельта 34 . Этот автор (наряду с другими) относится к числу «композиторов, пользовавшихся расположением императора Наполеона Бонапарта, величайшего полководца и государственного деятеля в истории Франции; театрала, покровителя искусств и скрипача-любителя» 35 . В конце 1808 г. Штейнбельт отправился на гастроли в Россию, где вскоре занял должность капельмейстера петербургской Французской оперы.
Откликаясь на события Отечественной войны, он составил музыкальные «Изображения объятой пламенем Москвы». Живописно оформленные ноты этого произведения, выпущенные в петербургском издательстве К.Петца 36 , можно было видеть летом 2012 года. На титульном листе помещён двуглавый орел в лучах славы с вензелем Александра I и поверженные на землю одноглавые орлы, символизирующие герб Бонапарта 37 .
«Изображения…» Д.Штейбельта органично вошли и в музыкально-литературный спектакль Бал после сражений, состоявшийся 3 ноября в Большом зале консерватории (Москва). Музыкальные обозреватели подчёркивали документальность этой программы. Она включала старинные русские марши и вальсы, русские народные песни, старинные русские романсы, салонную музыку начала XIX века, сочинения П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича. Звучали фрагменты из произведений Фёдора Глинки и Сергея Глинки, Ивана Калашникова, а также воспоминания иных очевидцев эпохи 38 .
ВИКТОРИАЛЬНЫЙ ЗВОН. 25 декабря в храме Христа Спасителя «была отслужена Божественная литургия и Молебен "об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык", которые возглавил Ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. … За Богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя. После Божественной Литургии был совершён Молебен памяти воинов, жизнь свою за веру, царя и Отечество положивших» 39 .
Во второй половине дня там же открылась выставка «200 лет победы в Отечественной войне 1812 года».
А вечером Большой театр ждал гостей на торжественный концерт «Во славу доблести Отчизны». Исполнители – солисты Большого театра, Московский синодальный хор, Симфонический оркестр и хор Большого театра; дирижёр – В. Синайский. Вначале звучали произведения М. Глинки. Затем – фрагменты оперы «Пожар московский» (1998) Заслуженного деятеля искусств России В. Довганя. Гости имели редкую возможность слушать духовную музыку четырежды лауреата Сталинской премии, народного артиста СССР – знаменитого дирижера Н. Голованова. Разумеется, в программе значились фрагменты оперы С. Прокофьева «Война и мир». Завершился концерт фрагментом увертюры «1812 год» П.И. Чайковского, где использованы «мотивы "Марсельезы", русских народных песен, молитв, а в финале возникает мелодия гимна России "Боже, царя храни". Очень эффектная, эта увертюра, написанная для расширенного состава симфонического оркестра, хора и колоколов (в ней используется также специальный барабан, имитирующий пушечные залпы), рисует невероятно монументальную батальную картину» 40 .
7 января нового, 2013 года в нескольких городах России (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге) прошли торжественные церемонии, приуроченные к 200-летию окончания Отечественной войны.
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ. Декабрь-месяц стал временем, когда появились первые итоговые заметки, посвящённые отдельным событиям и празднеству в целом 41 .
21 декабря «Об итогах военно-патриотических мероприятий, посвящённых Отечественной войне 1812 года», шёл разговор на пресс-конференции в Московской городской Думе. На пресс-конференции также состоялась презентация «Книги памяти…», включившей более 3 500 фамилий офицеров – убитых, раненых и пропавших без вести во время войны. Труд содержит информацию о чине, обстоятельстве и месте гибели или ранения, названии части 42 .
Неиссякаемый интерес к различным событиям Эпохи 1812 года подтверждается бесчисленными публикациями в многочисленных журналах, центральных и местных газетах, интернете. Назовём лишь один, уникальный труд. В 2012 году увидело свет фундаментальное издание, в котором участвовали специалисты из 10 стран. 158 авторов подготовили более 3 800 статей, всесторонне освещающих важнейший этап Наполеоновских войн 43 .
Подготовка и проведение 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года распространились на всю территорию России и вышли за её пределы, мероприятия охватили соотечественников всех возрастных и социальных категорий, торжественные события широко освещались в газетах, на радио и телевидении, в интернете. Реализация юбилейной программы стала «своеобразным подведением итогов формирования и функционирования коллективной памяти о войне с Наполеоном и одновременно удобной площадкой для изучения процесса формирования национального исторического сознания» 44 .
Илл.6. Новое здание музея 1812 года в Малоярославце.
Дипломный проект П. Митрофанова.
1 [Информационное письмо о проведении конференции]. Сообщено В.П. Тотфалушиным. 2 За помощь автор искренне признателен З.Н. Алёниной и Г.В. Ляпишеву (историко-патриотическое объединение «Багратион»); Л.В. Митрошенковой (Музей-панорама «Бородинская битва»), Е.В. Семенищевой (Музей-заповедник «Бородинское поле»), В.П. Тотфалушину (Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского), А. Черпинска (Латвийский ун-т). 3 URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm ; http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm ; http://президент.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/14238. 4 URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm 5 С начала работы ОС по 31 декабря 2010 г. сделано 47 записей; за 2011 год – 136; в 2012 году – 499 (URL: http://sovet1812.ru/arhiv2010.html ; http://sovet1812.ru/arhiv2011.html ; http://sovet1812.ru/arhiv2012_1.html ; http://sovet1812.ru/arhiv2012_2.html ; http://sovet1812.ru/arhiv2012_3.html). Отдельная запись может содержать информацию о нескольких мероприятиях одного дня. 6 Исполняющий обязанности Руководителя Администрации президента Российской Федерации В. Сурков – президенту Российской Федерации Д.А. Медвееву. 19 ноября 2011 г. 7 URL: http://duma.mos.ru/cgi-bin/pbl_web?vid=2&osn_id=0&id_rub=1699&news_unom=37590 8 Виноградова Т.В. Тема Отечественной войны 1812 года в дипломных и курсовых работах студентов факультета архитектуры // Отечественная война 1812 года в изобразительном искусстве и архитектуре: Девятые «Академические чтения». Науч. конф., посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. М., 2012. С.99. 9 URL: http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=8ff6a62b-72e2-4ef8-b182-ff43c2f8a1e3&rubid=4C28FDBD-EAB6-4128-8129-69EA9185B838 10 Это, впрочем, несильно влияло на варианты образных названий (не только конференций), но и других мероприятий. Чаще встречаются такие заголовки: «Время славы и восторга», «И вечной памятью двенадцатого года…», «России верные сыны», а также безусловные «лидеры»: «Гроза Двенадцатого года» и «Недаром помнит вся Россия». 11 См.: Московский военный госпиталь и медицина России в Отечественной войне 1812 года. М., 2012; URL: http://soyuz1812.ru/chronicle/2012.html 12 Автор – В.С. Карташов, профессор Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова. 13 Автор – кандидат исторических наук, научный сотрудник НИИ истории медицины Российской академии медицинских наук М.П. Кузыбаева. 14 В организации конференции участвовали также Министерство культуры Российской Федерации, Посольство Франции в Российской Федерации, Французский институт в России, Государственный Дарвиновский музей. 15 URL: http://www.nobility.ru/rus/rus_105.html 16 URL: http://museum.ru/N47818 17 В 2012 году А.Н. Конов также стал автором художественного решения юбилейной выставки музея на Пречистенке (См.: Выставка «Время славы и восторга!» Эпоха 1812 года в собрании Государственного музея А.С. Пушкина и коллекции Александра Васильева. 23 февраля – 6 июня 2012 года. М., 2012) и постоянной экспозиции музея на Бородинском поле, открытой в сентябре. 18 Справка о выставке составлена Е.В. Семенищевой. 19 Временная экспозиция размещалась в Выставочном зале на улице Бурденко в Москве (См.: URL: http://www.gosniir.ru/about/news-archive/gosniir-news/1812.aspx ). 20 URL: htth://www.1812panorama.ru ; http://kokm.ru/ru/news/tm/ ; htth://www.borodino.ru 21 Малоярославецкое сражение 12/24 октября 1812 года: Документы. Воспоминания. Дневники. Письма / Науч. ред. А.И.Попов, Е.В.Суворова. Калуга, 2012. 22 URL: http://artillery-museum.ru/events.1,96.html ; http://artillery-museum.ru/events.1,104.html ; http://artillery-museum.ru/library-temporal-current.html ; http://artillery-museum.ru/library-temporal-exit.html 23 Бессонов В.А. Музей 1812 года в Калуге. URL: http://1812panorama.ru/kr_stol-bes.html 24 Музей Отечественной войны 1812 года: Путеводитель / Автор текста А.А.Смирнов. М., 2012; URL: http://1812shm.ru/ 25 URL: http://rgiadv.ru/news/2012-05-24-sotrudnikami-arhiva.htm 26 URL: www.museum.ru/N45785 27 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) было создано (сентябрь 2008 г.) в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315. 28 URL: http://www.sovet1812.ru/2012/rossotrudnichestvo.pdf 29 По повелению короля Баварии Людвига I был возведён монумент в память баварцев, погибших в России в составе Великой армии (архитектор Лео фон Кленце). 30 Коновалова Р. Русский поход баварцев и мюнхенское «Бородино». URL: http://www.russkoepole.de/index.php?option=com_blog_calendar&year=2012&month=11&modid=105&Itemid=&lang=de 31 URL: http://www.dhi-moskau.de/fileadmin/pdf/Veranstaltungen/2012/Programm_2012-05-28_ru.pdf 32 URL: http://www.chas-daily.com/win/2012/08/17/g_009.html?r=33 33 URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2012/02/24/949643.html ; http://sovet1812.ru/arhiv2012_1.html ; http://sovet1812.ru/arhiv2012_2.html 34 Даниэль Штейбельт (Steibelt) (1765, Берлин – 1823, Петербург) – немецкий пианист, дирижёр и композитор. Концертировать начал в 1789 году. Как виртуоз и педагог приобрёл популярность в Париже, где жил в 1790–1796 и 1805–1808 годах. В честь битвы при Аустерлице Штейбельт поставил кантату своего сочинения (Париж, 1806) «Торжество Марса». Его произведения (особенно для фортепьяно), становившиеся популярными, часто издавались в Европе (См.: Греков В. Штейбельт, Даниэль. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/120530/%D0%A8%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82 ; Крейнина Ю.В. Штейбельт Д. // Музыкальная энциклопедия. М., 1982. [Т.] 6. Хейнце–Яшугин. Дополнения А–Я. С. 411; Миркин М.Ю. Даниэль Штейбельт. URL: http://www.c-cafe.ru/days/bio/10/022.php ; Рыжкова Н.А. Музыка Отечественной войны 1812 года. URL: http://www.vevivi.ru/best/Muzyka-Otechestvennoi-voiny-1812-goda-ref51292.html). 35 URL: http://meloman.ru/?id=10&pt=5690#found 36 Изображение, объятой пламенем, Москвы. Фантазия для Форте Пиано. Сочинение, посвященное россиянам, Двора Его И[мператорского] В[еличества] капельмейстером Д. Штейбелтом. СПб., Б. г. 37 Это издание демонстрировалось на выставке «"Вспомним, братцы, россов славу!..": война 1812 года в музыке», устроенной в Российской государственной библиотеке (URL: http://www.rsl.ru/ru/s7/s381/2012/20127106). 38 В спектакле, приняли участие «Вивальди-оркестр» под управлением С. Безродной, Государственный академический русский народный хор им. Пятницкого и Московский областной хор им. Кожевникова. В роли чтеца выступил режиссёр представления народный артист СССР В.В. Васильев. Исторический консультант Л.В. Митрошенкова. 39 URL: http://xxc.ru/ru/news/index.php?id=468 40 URL: http://www.bolshoi.ru/about/press/articles/2012/2372/ 41 См., например: Андрусенко Е. Отечественная война 1812 года: 200 лет в истории и культуре. URL: http://rus.ruvr.ru/2012_12_26/Otechestvennaja-vojna-1812-goda-200-let-v-istorii-i-kulture/ ; Выскочков Л.В. «Гроза двенадцатого года»: размышления по поводу юбилея. URL: http://journal.spbu.ru/?p=9226 42 Книга памяти офицеров Российской армии, убитых и раненых в Отечественной войне 1812 года / Сост. С.В. Львов. М., 2012. 43 Отечественная война 1812 года и освободительный поход русской армии 1813–1814 годов: Энциклопедия / Отв. ред. В.М. Безотосный, А.С. Смирнов. М., 2012. Т.1–3. 44 [Информационное письмо о проведении конференции].